Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















Словарь архитектурных терминов

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Хронологическая справка

АБАКА (лат. abakus - стол, счетная доска), плита в верхней части капители колонны, пилястры (см.). В зависимости от ордера (см.) может иметь профилированные или гладкие края, быть в плане квадратной или с вогнутыми краями. Находится непосредственно под архитравом (см.).

АБСИДА, см. апсида.

АВАНЗАЛ (фр. avant - перед), зал, предшествующий большому, парадному. Находящийся после ряда помещений различного назначения или парадной лестницы.

АВАНЛОЖА (фр. avant - перед), в некоторых театрах - внутренняя, закрытая часть ложи (см.), небольшая передняя.

АВАНСЦЕНА (фр. avant-scene), открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал (перед занавесом).

АГОРА (гр.- место собраний, городская площадь), обширная городская площадь в Древней Греции. Несла общественно-политические, торговые, культурные, зрелищные функции. А. находилась в приморских городах вблизи моря, в континентальных - у подошвы кремля. В городах позднейшей постройки А. имела четырехугольную форму и окружалась портиками и колоннадами (см.), сообщавшимися с различными общественными зданиями: храмами, стадионами, палестрами (см.), торговыми зданиями. А. служила обычно и сборным пунктом при совершении торжественных шествий.

АДИТОН (гр.- заповедное, священное место), внутреннее помещение древнегреч. храма, расположенное за наосом (см.) и сообщающееся с ним дверью в отличие от описфодома (см.). Служило местом хранения храмовой утвари и приношений.

АВЕНЮ (фр. avenue), широкая улица, преимущественно обсаженная по обеим сторонам деревьями.

АКАНТ, аканф (фр. acanthe, гр. akantha, лат. acanthus - медвежья лапа), скульптурное или рельефное украшение в виде стилизованного растения - аканта. Разновидность А. - острый или колючий (acanthus spinosus) с узкими острыми лопастями, дающими резкую тень, предпочитали в изображениях в Др. Греции. Широкие, тупые, несколько вогнутые в разрезе листья мягкого, тупого A. (acanthus mollis), дающего богатую светотень, часто употребляли в постройках Древнего Рима. I

АКВЕДУК (лат. aqua - вода и duco - веду), часть водовода в виде арочного моста (часто в несколько ярусов), где по гладко отштукатуренному изнутри каналу подается в город вода из расположенных выше источников. Следы древнейших А. в Микенах относят ко 2 тыс. до н.э. Известны А. на о.Самос (V в. до н.э.) и в Афинах (V в. до н.э.). Римлянами А. строились не только в пределах империи, но и в провинциях - Галлии, Иберии, Северной Африке, Малой Азии.

АКРОЛИТ (гр.- вершина и- камень), статуя, обнаженные части которой сделаны из мрамора, а одетые - из позолоченного или расписанного дерева.

АКРОПОЛЬ (гр.- вершина и- город), укрепленная часть древнегреческого города, находящаяся на возвышенном месте и служащая защитой во время опасности. Первоначально А. - укрепленное поселение, разросшееся со временем в нижележащий и менее укрепленный город. На А. возводились храмы богов -покровителей города. Кроме того, А. - городская крепость стран Др. мира.

АКРОТЕРИИ (гр.- вершина, край;- вершина, мыс, коша), фигурная или орнаментальная скульптура, устанавливаемая на углах фронтона (см.) здания, обычно выстроенного с применением ордера (см.). См. также полуакротерий.

АЛА (лат. alae, ala - букв., крыло), симметрично расположенные помещения этрусского и античного римского дома-особняка (domus), расположенные в атриуме и (или) перистиле (см.). Назначение трактуется как ниши для бесед.

АЛАГРЕК, меандр (фр. a'la greque - по греческому образцу), изогнутые сложные прямые или волнообразные линии орнамента (см.). Выполняется как живописный или лепной орнамент в убранстве здания.

AЛИНЬМАН (фр. alignement - прямая линия, ряд), то же, что аллеи камней. Мегалитические сооружения. Представляют собой отдельно стоящие камни большого размера (см. менгиры), вытянутые в несколько рядов. Крытые ряды сложены из камней по типу дольменов (см.) и имеют небольшую длину.

АЛТАРЬ (лат. altaria, altus - высокий). 1. Монументальное культовое сооружение Древнего мира - жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь (см.) и обнесенный многоколонным перистилем (см.). Сам жертвенник представлял собой трибуну в несколько метров высотой, на которую вели добавочные ступени. Такой А. мог быть и самостоятельным сооружением. В ранних храмах (первоначально в жилище вождя) А. находился внутри здания. Позже его ставили перед входом в храм. При этом молившиеся в храм не входили, а собирались вокруг А. Наличие А. в целле (см.) храма говорит о сохранении древней традиции домашнего культа. 2. В христианских храмах - стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. 3. Вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном - иконостасом (см.). 4. В Католическом храме название А. перешло и на воздвигавшуюся на нем" или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой.

АЛЬКОВ (фр. alcove, араб. alqubba - маленькая комната), углубление, ниша в стене. Несет различное назначение: преимущественно служит спальней, является местом расположения внутриквартирной лестницы, в парадном зале - место для бесед.

АЛЬТАН (нем. Altan - балкон), балкон, платформа на опорах для отдыха и обзора живописных видов местности.

АМБАР, холодное хозяйственное сооружение для хранения зерна, рыбы, рыболовных принадлежностей, различной утвари и пр. Внутри А. на полу установлены засеки (закрома) в виде ящиков особого устройства, удобных для засыпки зерна, большей частью они располагаются против входа.

АМБРАЗУРА (фр. embrasure). 1. Оконный переплет, обычно в стене большой толщины, выполненный с расширением внутрь помещения. При этом створы окон раскрываются шире для лучшего освещения. 2. Отверстие в стенах оборонительных сооружений для ведения из них огня из орудий (в отличие от бойниц, через которые ведется стрельба из ручного оружия). А. могла быть открытой или со специальными заслонками от огня противника. Имеет вид усеченной пирамиды, обращенной широким основанием наружу. Нижняя поверхность А. называется подошвой, боковые отверстия - щеками, наиболее узкая часть - шейкой. 3. В крепостной стене - промежутки между мерланами (см.), через которые ведется стрельба.

АМВОН 1. В церкви - кафедры, помещенные со стороны вимы (см.) или под центральным куполом. 2. В православной церкви - выступающая часть солеи (см.), т.е. особая площадка перед царскими вратами, с которой читается евангелие и произносятся проповеди.

АМФИПРОСТИЛЬ (гр. - с обеих сторон, яро - впереди и - колонна), тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане, имеющего портики (обычно из 4 колонн) на торцовых фасадах. Продольные стены сложены из гладких каменных блоков.

АНАЛЕММЫ, в античном театре - подпорные стены, которыми завершался по бокам театрон (см.).

АНАФИРОЗИС, техника обработки и установки каменных квадров, позволяющая безукоризненно подгонять камни друг к другу. При этом тщательно выравнивалась только лицевая поверхность камне", у внутренних сторон - только края, остальная поверхность заглублялась. Камни соприкасались только краями своих поверхностей и нагрузка воспринималась не всей постелью квадра, что было достаточно благодаря большому запасу прочности в каменной кладке.

АНДРОН, андронитид (гр.- мужчина), помещение в жилом эллинском и римском доме, предназначалось для пиров, где собирались только мужчины. В богатых домах часто снабжалось небольшой передней. Иногда для лучшего освещения А. располагали в восточной стороне дворика, непосредственно у южной наружной стены дома, в которой устраивалось в этих случаях одно или несколько окон. В помещении А. средняя часть "пола несколько заглублялась и украшалась мозаикой. Повышенная часть предназначалась для лож (обычно их было 9, по 3 человека на ложе), а в заглубленной - устанавливались небольшие столики с угощением. Центр мозаичного пола оставался свободным для танцовщиц.

АНСАМБЛЬ (фр. ensemble - букв., вместе, целое, совокупность), совокупность зданий, образующих единую архитектурную композицию. А. в архитектуре бывают 2 видов: а) создаваемый в течение длительного времени при учете основного первоначального замысла, что позволяет встраивать в более раннюю группу зданий новые, обладающие даже иным стилистическим убранством и решением; б) осуществляемый целиком по единому замыслу и в одном архитектурном стиле. В этом случае создается единство всего комплекса при согласованности и подчинении отдельных частей общему целому. А. внутренних помещений преследуют те же цели общего единства.

АНТ, анта (лат. ante - перед, пред), сильно выступающий отрезок продольной стены, замыкающий по сторонам портик или лоджию (см. храм в антах). Обычно обрабатывался в виде пилястр или столбов в формах какого-либо ордера, отличающегося от ордера колонн.

АНТАБЛЕМЕНТ, антаблеман (фр. antablement "table - стол, доска), балочное перекрытие пролета или завершение стены, составной элемент архитектурного ордера. Членится на составные части: архитрав, фриз, карниз. Встречается неполный А. - без фриза.

АНТЕФИКС, атефикса (лат. antefixa - впереди прикрепленный " ante - перед и fixus - прикреплять), стоячая карнизная черепица, располагавшаяся по срезам кровли античных храмов, перекрывавшая шов между двумя смежными черепицами. Обычно украшалась рельефными орнаментами (пальметта), головами людей или фантастических существ.

АНТИТЕТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, см. композиция антитетическая.

АНТИФЕМА, антитема (гр. anti - против), в греческом храме - задняя сторона фриза, противоположная лицевой.

АНТРЕВОЛЬТ, поле между двумя соседними арками, часто используемое, для рельефного орнамента

АНТРЕСОЛЬ (фр. entresol). 1. В старых особняках - низкий верхний этаж (см. мезонин) в противоположность высоким комнатам главного, обычно 2 этажа (бельэтажа). А. характерна для барских особняков и усадебных домов конца XVIII - первой пол. XIX в. и получила широкое распространение в жилых городских зданиях сер. XIX в. 2. Полуэтаж, встроенный в объем основного этажа в виде балкона в комнате, магазине, конторе для увеличения полезной площади. 3. В современной квартире - полка под потолком.

АНТУРАЖ (фр. entourage - оправа, entour - кругом, tour - окружность), окружение, окружающая обстановка.

АНУЛИ, ремешки, в греческом дорическом ордере кольца, которыми опоясана нижняя часть эхина. Количество их от 1 до 5, чаще 3.

АНФЕМИЙ, антемий, анфимий, ленточный орнамент из пальметт, сочетания пальметт, лотосов, лилий и пр. Применялся для украшения ант, шеек ионических колонн, наличников дверей, на стенах под антаблементом и пр.

АНФИЛАДА (фр. enfilade " file - ряд; a'la file - один за другим). 1. Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси. При раскрытых дверях создается сквозная перспектива всех интерьеров. Встречается чаще всего в интерьерах барокко и классицизма, в зданиях музеев XIX-XX вв. 2. Рад дворов; ряд пространственно раскрытых друг к другу площадей, образующих систему архитектурных ансамблей (см.).

АЛАДАНА (древнеиранск.), парадный многоколонный зал во дворцах персидских царей (Ахаменидский Иран).

АПАРТАМЕНТ, апартаменты (фр. appartement), большое, роскошное помещение, роскошная квартира.

АПОДИТЕРИЙ, аподитериум (лат. apodyterium - предбанник "гр.), в римских термах (см.) - помещение для раздевания. А. существовал не во всех банях, а иногда объединялся с фригидарием (см.).

АПОТЕЗИС, соединение между выступающим карнизом и отвесной плоскостью или стеной. А. употребляется в большинстве случаев в промежуточных, главных карнизах, а также в капителях колонн (см.).

АПСИДА, абсида (лат. absida, гр. hapsis, род, падеж hapsidos - свод, арка). 1. Выступ здания, обычно полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). 2. Аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма или общественного здания. 3. Внутреннее пространство церкви, составляющее часть алтаря (см.), ориентированное на восток. В древнерусских храмах часто было по 3 апсиды: для престола, для ризницы и для жертвенника. Впервые А. появились в древнеримских базиликах (см.). В первых церквях алтарь был один и располагался всегда в центре А., завершающей неф (см.). В глубине А. стоял трон епископа, кресла других священнослужителей были расположены по полукружью.

АПСИДИОЛА, абсидиола, помещение или ряд помещений, полукруглых или многогранных в плане, примыкающие к апсиде. Посвящались каким-либо святым. См. венец капелл.

АРАБЕСКИ (фр. arabesque, исп. arabesco - арабский). 1. Сложный, чаще всего симметричный по композиции орнамент (см.), состоящий из стилизованных растительных мотивов или комбинации различных геометрических фигур, иногда включает также надписи арабским шрифтом. А. - равномерно распределенное, слитное и сросшееся своими частями украшение поверхности, расположенное по законам геометрического ритма и выполнявшееся первоначально пластическим путем. А. получили распространение в европейском искусстве в эпоху Возрождения и позднее главным образом под влиянием мусульманских образцов. В искусствоведении многих стран Европы этот термин имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т.н. мореске - орнаменту из геометрических мотивов). 2. Цветники в виде нешироких линий, нередко извилистых на стриженом фоне зеленого газона. Образует в своих сочетаниях нарядный узор. Имеет чаще всего один сорт растений, но не исключено применение двух-трех. А. могут входить в состав клумб, цветников; ими украшают откосы.

АРЕНА (лат. arena - букв. песок). 1. Площадка в средней части древнеримского цирка или амфитеатра (см.), посыпанная песком (опилками), чтобы ноги бойцов не скользили. На ней происходили игры, бои и представления. Иногда этим названием обозначают все здание цирка, амфитеатра. 2. Место представления в современном цирке.

АРЕОЛА (лат. areola - небольшая площадь), в римском загородном доме - маленькие световые дворы с цветниками, куда выходили окна многих помещений дома.

АРЕОСТИЛЬ (лат. araeostyle), по Витрувию, тип античного храма с широко расставленными колоннами (между осями не менее 4 диаметров колонн). Перекрывался только деревянными балками, для каменных балок пролет был слишком велик.

АРКА (ит. агсо, лат. arcus - дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проема в стене; пространства между двумя опорами или конструкция, несущая свод (см.). Опорные части А. называются пятами, расстояние между ними называется пролетом А., центральный клинообразный камень - замком (см.). Расстояние между пятой и замком называется стрелой подъема. Впервые А. (каменные) появились в архитектуре Древнего Востока. Далее широкое применение получили в архитектуре античного Рима.

АРКА ДИАГОНАЛЬНАЯ, нервюра, гурт, ожива, А. в крестовом своде, идущая по диагонали прямоугольника или квадрата, несущая распалубки, благодаря ей имеющие меньшую толщину.

АРКА КИЛЕВИДНАЯ, по форме напоминающая опрокинутое сечение лодки.

АРКА КЛИНЧАТАЯ, выложена из камней клинчатой формы или из прямоугольных камней, но с клинообразными швами, создающая распор.

АРКА КРУГОВАЯ ПЛОСКАЯ (лучковая), одноцентровая, имеющая менее половины окружности.

АРКА КРУГОВАЯ ПОЛОГАЯ (сжатая), описанная по полуокружности из центра, расположенного ниже пят (см.).

АРКА ЛЕЖАЧАЯ, А., имеющая горизонтальный средний участок.

АРКА ЛОЖНАЯ, А., выложенная путем постепенного напуска горизонтальных рядов кладки, не дающая бокового распора.

АРКА МЕМОРИАЛЬНАЯ, возведенная по случаю какого-либо события: заключения мира, пожалования городу привилегий, постройка моста и т.д. A.M. - это и А. триумфальная (см.). А.М. разнообразны по своей композиции, но ведущим элементом в них почти всегда является покрытый аркой большой проезд в сочетании с ордером (см.).

АРКА МНОГОЛОПОСТНАЯ (стрельчатая зубчатая), состоящая из нескольких меньших арочек.

АРКА ОВАЛЬНАЯ (коробовая), описанная различными радиусами из 3, 5, 7 центров и т.д., в средней части имеет менее 1/2 окружности.

АРКА ПЕРСПЕКТИВНАЯ (концентрическая), уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов.

АРКА ПОДВЕСНАЯ, состоит из 2 дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины А.

АРКА ПОДКОВООБРАЗНАЯ (мавританская), с повышенным центром построения.

АРКА ПОДПРУЖНАЯ (упорная), укрепляющая или поддерживающая свод в различных типах сводчатых конструкций. А. укрепляющая цилиндрический свод в виде утолщений; расположенная под опорным кольцом купола, барабана, парусов; арки в крестовом своде, расположенные по сторонам прямоугольника его плана; аркбутаны, (см.).

АРКА ПОЛЗУЧАЯ, с пятами на разных уровнях. Может быть стрельчатой, полуциркульной и т.д.

АРКА ПОЛУКРУГЛАЯ (полуциркульная) ВОЗВЫШЕННАЯ (приподнятая), описанная по полуокружности из центра, расположенного выше пят (см.).

АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ (полукруглая), описанная по полуокружности из центра, расположенного на уровне пят (см.).

АРКА РАЗГРУЗОЧНАЯ, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры или, наоборот, от отдельных оп9р на стенку фундамента.

АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ ВОЗВЫШЕННАЯ (ланцетовидная), состоит из 2 дуг, пересекающихся под углом. Имеет различные формы: стрельчатая равносторонняя стрельчатая сжатая, стрельчатая плоская.

АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ ПЛОСКАЯ, состоящая из 2, пересекающихся под углом дуг, центры которых находятся ниже пят А.

АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ РАВНОСТОРОННЯЯ, состоящая из 2, пересекающихся под углом дуг, центры которых находятся в пятах А.

АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ СЖАТАЯ, состоящая из 2, пересекающихся под углом дуг, центры которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты А. Виды арок / - полукруглая; 2 - полукруглая возвышенная; 3 - круговая плоская (лучковая); 4 - круговая пологая (сжатая); 5, 6 - подковообразная; 7 - подвесная; 8 - килевидная; 9 - стрельчатая равносторонняя; 10 - стрельчатая возвышенная (ланцетовидная); 11 - ползучая; 12 - стрельчатая сжатая: 13 - коробовая; 14 - лежачая; 15 - "тюдор"; 16, 17, 18 - трехлопастная; 19 - стрельчатая зубчатая.

АРКА СТУПЕНЧАТАЯ, система арок, ступенями поднимающихся друг над другом, снаружи представляющая собой яруса закомар (см).

АРКА ТРЕХЛОПАСТНАЯ, состоящая из 3 меньших арочек.

АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ, см. А. мемориальная, временное или постоянное сооружение, возводимое в честь триумфа полководца (в Древнем Риме - торжественный въезд победителя), какого-либо торжественного события: постройка нового моста, установление границы области заслуги (гражданские, военные) какой-либо семьи и т.д. А.Т. строилась, с одно-, двух-, трехарочными пролетами, иногда с 2 взаимно пересекающимися проездами (тетрапилон). Над антаблементом (см.) А.Т. возводился аттик (см.), на котором помещалась мемориальная посвятительная надпись. Часто А.Т. украшалась аллегорической живописью, скульптурой. Временные А.Т. выполнялись из дерева. Некоторые из них затем заменялись постоянными, каменными с мраморными статуями, рельефами.

АРКА "ТЮДОР", с небольшой остроконечностью, прямолинейными частями и закруглениями у опор.

АРКА ЩЕКОВАЯ, подпружная боковая А. крестового свода (см.), расположенная по сторонам прямоугольника его плана.

АРКАДА (фр. arcade), ряд одинаковых по форме и размеру арок (см.), опирающихся на колонны (см.) или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей (см.).

АРКАДА ОРДЕРНАЯ, ряд арочных проемов в стене, оформленных в ордерной архитектуре, причем ордер (см.) целиком или частично, теряет свое конструктивное значение: колонна (см.) превращается в полуколонну, перестает быть несущей опорой, антаблемент (см.), входя в состав стены, перестает быть балочным перекрытием проема. Применялась как средство декоративного и масштабного оформления стены и являлась важнейшей композиционной формой римской архитектуры. Была широко распространена во времена Республики.

АРКАДА ПО КОЛОННАМ, художественно оформленная стоечно-арочная конструкция. Арки опираются на колонны (см.), причем применяются 2 варианта опор: арка ложится или непосредственно на капители (см.), или на соответствующие отрезки антаблемента (см.) над ними. Подобная А. в отличие от ордерной является реальным конструктивным приемом. Данная аркада - создание римско-италийской архитектуры. Имела меньшее распространение во времена Республики и наиболее значительное во времена Империи.

АРКАТУРА (нем. Arkatur, фр. arcature - ряд арок), ряд ложных декоративных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. А. бывает непрерывной или расчлененной. В отдельных случаях между А. и стеной находится малое (непроходимое) пространство. В русской храмовой архитектуре А. применяется иногда в виде фриза (см.). Используется усложненный аркатурный фриз - с колоннами (см.), опирающимися на кронштейны.

АРКАТУРА СЛЕПАЯ, лишь пластически наложенная на поверхность стены.

АРКБУТАН (фр. arc-boutant), в готической архитектуре упорная наружная каменная арка (см.), передающая распор сводов главного нефа (см.) опорным столбам - контрфорсам (см.), расположенным за пределами основного объема здания.

Ранней формой является А., скрытый под крышей, что затрудняло освещение центрального нефа. С кон. XII в. применяются только открытые А., доступные для обозрения извне. Встречаются А. двухпролетные и двухъярусные, а также с одновременным применением и тех, и других конструкций. До сер. XIII в. А. обладают массивной структурой и состоят из арки, загруженной сплошной каменной кладкой, которая завершается наклонной плоскостью. К XIII в. относятся попытки вклинить между аркой и наклонным покрытием А. (скатом) ажурную аркатуру (см.). В течение XV в. применяют обратную арку. В наиболее ранних А. скат покрыт гладкими каменными плитами. В XIII в. эти плиты оформлялись иначе: верх А. обрабатывался на 2 ската и завершался рядом завитков, образующих гребень, либо имел в разрезе вид чаши, т.е. скат служил водостоком. А. в 2 пролета устраивается, когда здание имеет 5 нефов. А. делаются в 2 пролета с точкой опоры на вертикальном промежуточном столбе, также включенном в общую статическую систему. А. в 2 яруса устраиваются при наличии очень больших сводов, когда ширина приложенного одиночного А. к плоскости пазухи недостаточна. При замене одиночного А. на двойной одна подпорная арка располагается выше, другая ниже зоны воздействия распора. Получается так, что пазуха свода образует как бы цельный блок, выпираемый распором нервюр (см.) наружу и удерживаемый на месте 2 арками, поддерживающими его сверху и снизу. Применение А. позволило значительно сократить размеры внутренних опор, увеличить оконные проемы, пролеты сводов.

АРКОСОЛИЙ (лат. arcus - дуга и solium - гроб, саркофаг), аркообразная ниша в стене храма для установки саркофага усопших епископов и членов княжеского дома в раннехристианских и средневековых постройках.

АРТЕСОНАДО (исп. artesonado - кессонированный), деревянный наборный потолок с кессонами (см.), часто с резьбой и росписью. А. заимствованы из мавританского средневекового зодчества архитектурой Испании раннего Возрождения.

АРХИВОЛЬТ (ит. archivolto, лат. arcus volutus - обрамляющая дуга), выступающее из плоскости стены обрамление арочного проема, чаще всего профилированное.

АРХИТРАВ (фр. architrave, гp. apxi - приставка, означающая "главный, старший"; 'арха- начало, основание; лат. trabs - балка), балка, нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента (см.), конструктивный основной элемент, обычно лежащий на капителях колонн (см.). В дорическом и тосканском ордерах -гладкая балка, в ионическом и коринфском - состоящая из одного или нескольких уступов - фасций (см.).

АРЬЕРСЦЕНА (фр. arriere - сзади), в театре - пространство позади основной сценической площадки.

АСТРАГАЛ (гр.- позвонок, бабка, кость в пятке), архитектурный облом (см.), представляющий собой сочетание валика с полочкой. Иногда валик обрабатывается в виде "нитки бус".

АТЛАНТ [теламон (рим.), соб. гр. Atlas, Atlantas - по древнегреческому мифу, титан, державший на голове и руках небесный свод], опора в виде атлетической мужской фигуры, поддерживающей антаблемент (см.) в каком-либо перекрытии или портике (см.). То же в виде консоли (см.) под балконом, эркером (см.). Получил распространение с XVII в.

АТРИЙ, атриум, каведиум (лат. atrium, лат. ater - черный). 1. Средняя часть древнеиталийского и жилого древнеримского дома. Представляет собой закрытый внутренний двор, куда выходили остальные внутренние помещения. Первоначально в центре А. находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). А. был центром дома, где собиралась вся семья, где находился алтарь (см.) домашних богов - лар и пенатов и приносились им жертвы. Там же хранились в особых шкафах и восковые маски умерших предков, причем располагались они таким образом, чтобы можно было проследить родословную хозяина. А. украшался более богато у состоятельных людей: отделывался мрамором, стены расписывались фресками, в нишах ставились мраморные статуи, пол выполнялся мозаичный. Специальные коридоры соединяли его с перистилем (см.). В эпоху поздней Республики и Империи А. стал одним из парадных приемных помещений римского дома. Средняя часть А. занята имплювием (см.), куда через комплювий (см.) стекает дождевая вода. Имплювий богато отделывается. Витрувий различает 5 видов А., отличающихся друг от друга формой и устройством крыши: тосканский, четырехколонный, коринфский, дождеотводящий, крытый. 2. В позднеримской, раннехристианской и византийской архитектуре - обширный, окруженный портиками или галереей (см.) двор перед входом в церковь. Служил местом расположения больших масс народа при торжественных выходах главы церкви и религиозных праздниках.

АТРИЙ ДОЖДЕОТВОДЯЩИЙ (разливной) (лат. atrium displuviatum), как и в тосканском А., в крыше имеется комплювий (см.) и отсутствуют промежуточные опоры, но скаты крыши имеют наклон наружу. Таким образом при одинаковой высоте стен отверстие комплювия в нем значительно выше.

АТРИЙ КРЫТЫЙ (лат. atrium testudiatum), среднее отверстие отсутствует. Устраивают в тех случаях, когда пролеты невелики и когда это диктовалось устройством вышележащих этажей.

АТРИЙ КОРИНФСКИЙ, в А.К. число колонных опор больше и они бывают расставлены не только по углам комплювия (см.), но и под его сторонами. Отверстия комплювия обычно значительно больше, чем в четерехколонном и тосканском (см.), и самый А. представляет собой как бы промежуточную форму между А. и перистилем (см.).

АТРИЙ ТОСКАНСКИЙ (тусский), в А. Т. 4 ската крыши направлены внутрь помещения к прямоугольному среднему отверстию - комплювию (см.), через который вода стекает в имплювий (см.). Крыша в нем держится на перекрещении двух пар горизонтальных балок, не поддерживаемых промежуточными столбами.

АТРИЙ ЧЕТЫРЕХКОЛОННЫЙ (лат. atrium tetrastylum), отличается от тосканского только наличием промежуточных опор, поддерживающих главные балки по углам комплювия (см.).

АТТИК (гр.- аттический). 1. Надстроенная стенка, расположенная над венчающим сооружение карнизом. Часто имеет цоколь и карниз (см.). Украшается рельефом или надписями. 2. Этаж, расположенный выше главного, венчающего здание карниза (см. этаж аттиковый).

 

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.
   Получайте фантастические бонусы у нас - Русский Вулкан!