Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















О / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

ОБЕЛИСК (гр.- букв., небольшой вертел), монументальное сооружение в виде высокого граненого, чаще квадратного в сечении, суживающегося кверху столба. О. увенчивается плоской пирамидой. Часто высекается из целого камня. В Древнем Египте О. ставили как памятники (с гранями, покрытыми иероглифами) у дворцов и храмов. О. - распространенный тип памятника и монумента (см.). В России О. сооружались с XVIII в.

ОБЛАМ, см. забрала.

ОБЛОМЫ, архитектурные пластические детали, единообразные в поперечном сечении по всей длине, различные по очертаниям профиля. Термин О. применяется в классической архитектуре. В современной архитектуре чаще употребляется термин профили (см.). О. подразделяются на прямолинейные (пояс, полочка, плинт - см.) и криволинейные, которые в свою очередь делятся на простые (вал, валик, чертвертной вал, выкружка - см.) и сложные, образуемые сочетанием двух или нескольких кривых (см. гусек, каблучок, скоция). О. принято называть прямым, если он расширяется кверху и обратным, если он расширяется книзу. При сочетании О. возникают различные комбинации форм. Обычно каждый из О. украшается типичным для него орнаментом с небольшими нюансами в римских и греческих ордерах (см.).

ОБЛИЦОВКА, материал (природный или искусственный), составляющий наружную одежду стены, отличный от материала облицовываемой поверхности. Наружная облицовка служит для архитектурного оформления зданий и для защиты от вредных механических, атмосферных и др. воздействий, значительно увеличивая срок службы строительных конструкций. Облицовка также повышает эстетические качества интерьеров, улучшает гигиенические условия помещений.

ОБОДВЕРИНА, притолока и косяки двери.

ОБОИ, материал (тканевый, бумажный) для внутренней отделки помещений. В Европе до XVIII в. применялись исключительно тканевые О., ими обивали (отсюда термин О.) стены и потолки помещений. В России в допетровское время тканями, как правило, покрывали нижнюю часть стен, в 1 четверти XVIII в. затягивали стены выше панелей, а иногда и всю поверхность целиком. Крепили ткани на подрамниках и замыкали в рамки. С развитием бумажного производства тканевые О. были вытеснены более дешевыми бумажными.

ОВИН, постройка, предназначенная для сушки снопов перед обмолотом.

ОВЫ (лат. ovum - яйцо), в ионическом и коринфском ордерах - элемент ионика (см.), яйцеобразный орнаментальный мотив.

ОГНИВА, элемент крыши с"гнетами и огнивами", т.е. доски, соединяющие гнеты (см.) со стороны фронтона (см.). Могли быть
украшены резьбой.

ОДЕОН, одейон (гр.- песня), в Древней Греции небольшое круглое (иногда эллипсовидное) в плане, крытое здание. Предназначалось для музыкальных представлений и состязаний певцов, декламаторов и репетиций.

ОДНОРЯДНАЯ СВЯЗЬ, см. связь однорядная.

ОЖИВА (фр. augive - букв., вспомогательная, поддерживающая арка), средневековое название диагональной арки (см.) в крестовом своде (см.). Почти всегда полуциркульная. Чтобы выдержать одну высоту О. и щековых арок (см.), последним придают стрельчатое очертание.

ОЗИРИЧЕСКИЕ СТОЛБЫ (осирические), в архитектуре Древнего Египта - столбы с приставленными к ним статуями фараона в позе бога Озириса.

ОЙКОС, экус (гр. - жилище, дом, комната), важнейшая комната эллинского дома с главным очагом, одновременно являлась кухней. Наиболее просторное помещение, иногда выходившее на внутренний двор антовым портиком (см.).

ОКНО, проем в стене и его заполнение с остеклением для освещения и проветривания помещения О. может иметь различную форму. Заполнение О.: коробка, переплет с остеклением, подоконная доска, наружный отлив и наличник (см.). Проем в стене называется амбразурой. Часть стены между подоконником и полом называется подоконной стенкой и иногда делается тоньше остальной стены. Часть стены между окнами называется простенком. Для лучшего освещения глубоких помещений устраивают окна одно над другим, что называется двусветним освещением. О. имеют декоративные обрамления в виде наличников, сандриков, контналичников, фронтонов, подоконных карнизов, тяг (см.).

ОКНО "БЕРЛИНСКОЕ", широкое трехстворчатое О., находящееся преимущественно в скошенном внутреннем углу. Применяется для освещения помещений, находящихся на углу пересечения двух флигелей дома. Названо вследствие большого распространения в берлинских доходных домах.

ОКНО "БЫЧИЙ ГЛАЗ", овальной формы О., расположенное чаще всего над дверями так, что большая часть овала горизонтальна или вертикальна.

ОКНО ВЕЕРНОЕ, О., верхняя часть которого состоит из расположенных веером полукругов (в романской архитектуре).

ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ, широкое трех частное арочное О.

ОКНО ВОЛОКОВОЕ, в деревянном доме смотровое О., вырубленное в двух смежных бревнах на полбревна вверх и вниз. О. имеет вид небольшой горизонтальной щели. Обрабатывалось иногда скромной глухой резьбой. Проем задвигался (заволакивался) доской, иногда брюшиной, пузырем. В центре задвижки оставалось небольшое отверстие - "гляделка".

ОКНО ВТОРОГО СВЕТА, О. в темном помещении, через которое из освещенного помещения падает свет.

ОКНО КОСЯЩАТОЕ (красное), в жилом деревянном доме - О. с рамой, обрамленной косяками, соединенными "в ус", имеющее притолоку (см.). В отличие от О. волоковых более сложны и украшены.

ОКНО КРАСНОЕ, см. О. косящатое.

ОКНО ЛЕЖАЧЕЕ, горизонтально вытянутое О., у которого ширина больше высоты.

ОКНО МЕЗОНИННОЕ, О., расположенное над основным рядом О. (иногда в 2 яруса) в больших залах для лучшего освещения. По размеру небольшие, часто квадратные. Иногда под этими О. находятся антресоли (см.).

ОКНО ОКУТНОЕ, угловое О.

ОКНО' "РЫБИЙ ПУЗЫРЬ", сложная криволинейная форма О., напоминающая очертания рыбьего пузыря, применяемая в поздней готике в оконных переплетах, парапетах и т.д.

ОКНО' СЛЕПОЕ, неглубокая ниша в стене, имитирующая оконный проем, оформленная как окна данного фасада. Имеет декоративное значение, зрительно облегчает стену.

ОКНО СЛУХОВОЕ, О. на скате крыши, служит для освещения и проветривания чердака.

ОКНО ФЛОРЕНТИЙСКОЕ, О. членящееся полуциркульными арочками, опирающимися посередине на колонку. Внутренние арочки объединяются наружной аркой стрельчатого или какого-либо иного очертания. Часто в обрамлении окна применяется рустовка (см. рустика).

ОКОНЧИЛА, оконница, оконный переплет XVII в., в который вставлялись куски слюды или стекла, связанные свинцовыми скрепами, часто в виде металлической решетки, вставленной в деревянную обвязку. В более древних постройках О. имеет вид доски с прорезанными в ней отверстиями.

ОКТАГОН (гр.- восемь и - колено), восьмигранная форма центрического сооружения, часто употреблявшаяся в римской архитектуре. О. перекрывается восьмигранным сомкнутым сводом (см.). Но О., перекрытый куполом (см.), являлся основной архитектонической формой Др. Рима. Полигональная форма позволяет устраивать большие проемы.

ОКТАСТИЛЬ (гр. окти - восемь и- колонна), тип древнегреческого храма, имеющего на торцевых фасадах 8 колонн (см.).

ОПАСАНИЕ (укр.), кровля вокруг стен храма с небольшим выносом. Опирается на бревна, выпущенные из стен, или на столбы, обычно резные.

ОПЕОН (гр. - дымовое отверстие в крыше, дыра), круглое отверстие в шелыге купола (см.). Употреблялось для освещения и в сооружениях с двойными (тройными) куполами как отверстие, через которое под первым куполом просматривается живопись, размещенная на поверхности второго купола со световым фонарем.

ОПЕЧЬЕ, нижняя часть русской печи из толстых тесаных бревен.

ОПИСТОДОМ, описфодом (гр. - сзади, назад), помещение в древнегреческом храме, расположенное за целлой (см.), вход расположен с задней стороны храма. В отличие от адипгона (см.) отделялось от целлы глухой стеной. О. служил сокровищницей для приношений. Латинское название - постикум (posticum).

ОРАНЖЕРЕЯ (фр. orangerie " orange - апельсин), застекленное помещение для выращивания и содержания, зимой южных древесно-кустарниковых, чаще вечнозеленых растений. Нередко О. называют только холодные помещения, а полутеплые и теплые - теплицами.

ОРАНТА (лат. orans, род. падеж orantis - молящийся), иконографический тип Богоматери, где она изображается стоящей (или в пояс) с воздетыми в молитве разведенными и повернутыми к зрителю ладонями рук - древний молитвенный жест. Такие фигуры выполнялись возле захоронений в раннехристианских катакомбах (см.) и, согласно надписям, означали душу умершего, молящуюся за живых. Подобная идея со временем трансформировалась в образ Богоматери Оранты. Наиболее раннее изображение этого типа известно с IX в., широко распространилось с XI в.

В храме изображение О. помещалось в центральной апсиде (см.) в алтаре (см.) как образ Богоматери, т.е. христианской церкви, обращенной с молитвами к небесному царю - Иисусу Христу, лик которого находился в центральном куполе (см.).

Существует также образ О. с изображением младенца Спаса Эммануила в медальоне на груди. Такой образ Богоматери в византийской церкви назывался Богоматерь Великая Панагия или Всесвятая. На Руси Великую Панагию называли Богоматерь Воплощение и изображали в поясном варианте. Здесь она появилась в XI в., а с XII в. закрепилось название Знамение (по-старославянски - чудо). В высоком иконостасе (см.) эта икона (см.) занимала центральное место в пророческом ряду. В позе О. изображались и другие святые.

ОРАТОРИЯ (ит. oratorio " позднелат. oratorium - молельня, лат. - оrо - говорю, молю), особые помещения при церкви, предназначавшиеся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Первоначально всему этому предшествовала мистерия. Отсюда произошло название нового музыкального жанра. О. появились в Риме в XVI в.

ОРДЕР, орден (ит. ordine; нем. Order " фр. ordre - порядок, строй " лат. ordo - ряд, порядок ordior - начинать), вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают О.: дорический, ионический, коринфский (греческие) и их модификации - тосканский, композитный или сложный (римские). О. называют также и художественные системы Др. Египта, Крита и т.д. О. может быть полным и неполным. Полный содержит 3 основные части: антаблемент, колонну и пьедестал (см.). Неполный О. не имеет пьедестала.

ОРДЕР КОЛОССАЛЬНЫЙ (большой), размещенный на всю высоту здания независимо от числа этажей. В одном здании, на одном фасаде может применяться и O.K. и О. мелкий (см.).

ОРДЕР МЕЛКИЙ, поэтажное размещение колонн или пилястр (см.).

ОРМУШЛЬ, орнаментальная форма, представляющая собой сочетание мотивов гротеска, картуша (см.) и ленточного переплетения. Разработан фламандским архитектором и скульптором К. Флорисом (1514-1571).

ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum - украшение, украшаю), живописное, графическое или скульптурное украшение, составленное согласно законам симметрии, ритмического повтора одного или нескольких элементов (см. раппорт). О. можно продолжать в обе стороны, даже если его композиция ограничена, замкнута. Не всякий узор может быть О. (напр., бесконечно повторяющийся раппорт ткани). По характеру композиции О. может быть ленточным, центрическим, заполняющим всю поверхность или же сочетающим эти типы в более сложные комбинации. По мотивам, используемым в О., его делят на геометрический, состоящий из различных форм; растительный, стилизующий элементы растительного мира; зооморфный или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; геральдический, где используют знаки, эмблемы, трофеи и т.д.; гротескный, сочетающий изобразительные и декоративные мотивы; арабесковый, представляющий собой комбинации растительных и геометрических мотивов (часто с включенными надписями); т.н. тератология - сочетание геометрических и звериных форм.

ОРНАМЕНТ "УШНАЯ РАКОВИНА", "хрящ", элемент О. позднего Ренессанса, маньеризма в виде хрящевого утолщения. Пережил короткий и бурный расцвет в 1 четв. XVII в., главным образом, в североевропейских странах.

ОРТОСТАТ, орфостат (гр.- огатос - прямо поставленный, подпора, прямой), поставленный на узкую грань каменная плита больших размеров в цокольной части стены древнегреческого храма, сооружения, иногда обработанная тягами (см.) или скульптурными рельефами.

ОРХЕСТРА (гр.- танцую), круглая площадка, окаймленная театроном (см.), на которой выступал хор античной трагедии и комедии, также и актеры (позднее перешедшие на скену). О. - основная древнейшая часть древнегреческого театра. В центре О. был расположен на небольшом возвышении жертвенник богу Дионису (см. фимела), подчеркивавший культовую основу театра. Здесь же дифирамбические хоры производили пляски, поэтому это место и названо О. (пляшу). Позднее все пространство между театроном и скеной стало называться О. вытеснив более раннее название канистра (см. конистерий). В римском театре хор отсутствовал и О. полукруглой формы была занята почетными местами.

ОСАДНЫЙ ДВОР, см. двор осадный.

ОСОБНЯК, комфортабельный, чаще 1-2-этажный многокомнатный городской жилой дом для одной семьи. О. обычно расположен на отдельном участке, включающем двор со службами и сад. Получил распространение с начале XIX в.

ОСТРОГ, острожек, острожец. 1.Наружная линия городских укреплений, то же, что и охабень (см). 2. Постоянный укрепленный пункт ("жилой"), при котором находилось поселение, или временный ("стоялый") для размещения только "воинских людей" для обороны. Был обнесен деревянной оградой, сверху заостренной, с вертикально вкопанными бревнами (стоячий О.) или наклоненными внутрь (косой О.). Чаще О. был четырехугольным в плане, с башнями по углам и одной проезжей башней (см.) в середине одной из сторон. Военные оборонительные действия велись или поверх ограды с мостов (см.), или через отверстия. Внутри О. размещались съезжая изба, воеводский двор, пороховые и хлебные амбары (см.), тюрьма и, если позволяло место, осадные дворы (см.), а если нет, то часть помещений для гарнизона и частные строения располагались вне О.

О. появились на Руси еще до XII в., распространились в XIV-XVII вв. на окраинах государства, а в XVI-XVIII вв. - в Сибири. В отличие от городов были пунктами второстепенного значения. Многое ,0. переросли в города.

ОТЕЛЬ (фр. Hotel, лат. hospitalis). 1. Во фр. архитектуре - городской особняк (см.). Обычно размещен на относительно стесненном участке, отодвинут вглубь территории и отгорожен от улицы и соседних участков сомкнутыми строениями служебных флигелей и высокими каменными оградами, образующими замкнутый внутренний двор с парадным въездом с улицы. Композиционно замкнутый двор приобретает значение парадного аванвестибюля. Сад расположен обычно за главным корпусом и связан с входными помещениями. В XVI-XVII вв. О. - аристократический жилой дом, обычно с парадными и служебными дворами. В XVIII в. О. стали называть различные здания - от городского дворца до небольшого дома для одной семьи. Развитый тип О. - чаще всего двухэтажный дом с парадными залами, жилыми комнатами и служебными помещениями. 2. Гостиница.

ОТЛИВ, косой срез поверхности стены, выше которого толщина стены сокращается.

ОХАБЕНЬ (от древнерусского - скапливать - охватывать, окружать), внешняя линия городских стен. То же, что острог, кром (см.). Термин О. появился в XV в.

ОХЛУПЕНЬ, конек, шолом, бревно с треугольным желобом, укладывающееся по коньку тесовой кровли и прижимающее сверху концы положенных на слеги тесин (см.). Конец О. часто имел резное украшение в виде коня, птицы и т.д. Иногда О. был одновременно и князевой слегой (см.), неся конструктивную двойную функцию. При подобном устройстве концы О. лежат прямо на верхних бревнах фронтона (см.), упрощая конструкцию крыши.

ОЧЕЛЬЕ, фронтон деревянного дома, фронтон наличника (см.) окна и т.п.

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.