Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















Т / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

ТАБЕРНА [лат. taberna, -ае - сколоченный из досок (tabulae) домик или будка, затем - "лавка, магазин или мастерская"], отдельные помещения, служившие лавками, мастерскими в составе жилого дома, храмового комплекса, имелись на форумах (см.) Древнего Рима. Могли располагаться в подвале, на общем уровне дома, быть двухэтажными.

ТАБЕРНАКЛЬ, табернакул (фр. tabernacle - дарохранительница, лат, tabernacuhun - шатер). 1. В католических храмах сооружение для хранения предметов поклонения или шкафчик в алтарной стене для тех же целей. 2. Характерная преимущественно для готики башнеобразная открытая постройка или архитектурно оформленная ниша для статуй святых.

ТАБЛИНИУМ, таблинум (лат. tablinum, tabula - доска), помещение римского дома, расположенное на противоположной входу стороне атрия (см.), открытое с двух противоположных сторон, при необходимости могло отделяться от окружающих помещений легкими ширмами или занавесями. Рядом с Т. или с двух его сторон имелся коридор (fauces), который делал Т. изолированным при необходимости прохода из атриума в перистиль (см.) дома. Т. предназначался для деловых занятий хозяина, здесь хранились его документы и семейный архив. Как и атрий, Т. отделывали по возможности богато - полы и стены украшались мрамором и мозаикой.

ТАБУЛАРИУМ (лат. tabularium - архив, сборник документов, tabulae - доска, дощечка для письма, все роды документов), здание государственного архива в Древнем Риме. Кроме того, так назывались архивы в отдельных городах и для отдельных светских и духовных корпораций (жрецов, авгуров и т.д.). Первоначально законы в Риме выставлялись на форуме (см.) и потребность в Т. появилась, когда число государственных актов значительно увеличилось. В Т. хранились списки граждан, здесь же проверяли правильность мер и весов.

ТАЛУС (лат. talus - лодыжка, пятка), скошенное утолщение в основании стены, башни (см.).

ТАМБУР (фр. tambour -букв., барабан, араб. "табл" - барабан). 1. Барабан купола (см.). 2. В здании небольшая пристройка перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее обычно для защиты от холодного воздуха. Могут быть и внутренние Т. для частичной изоляции одного помещения от другого. 3. Иногда Т. называют ствол колонны (см.).

ТАРАСЫ, ряж, конструкция стен крепостей XV-XVII вв.: две параллельные бревенчатые стены, соединенные через 6-8 м поперечными стенами-связями, промежутки засыпались землей, камнями. Участок деревянной ограды между двумя поперечными стенами и составлял собственно Т. Верхняя площадка - боевой ход (см.). Для устройства бойниц (см.) нижнего боя на определенных расстояниях стены не засыпались землей, а использовались как камеры для орудий. От городней (см.) Т. сличаются тем, что представляют собой сплошную стену, а не отдельные звенья самостоятельных клетей. Иногда Т. строились одновременно с внутренними постройками и связывались с ними воедино.

ТЕАТРОН (лат. theatrum - театр, место для зрелищ), элемент античного театрального сооружения: наклонная (естественная или искусственная) поверхность с местами для зрителей, расположенная вокруг орхестры (см.). В греческом театре Т. первоначально имел неправильную форму, но в конце V в. до н.э. занимает вокруг орхестры 2/3 круга. Т. находился на склоне холма. Места для зрителей разделялись ступенчатыми проходами на клинья, лучами расходящиеся от орхестры. По торцам у скены (см.) Т. заканчивался подпружными стенками. Ряды мест разделялись горизонтальными проходами (на 2-3 отдела), которые шли параллельно с сидениями от одного конца полукруга к другому. Первые ряды кресел Т. нарядно отделывались для почетных граждан.

В римском театре пространство Т. не выходило за пределы полукруга. Ряды мест (кавеа) располагались не на естественном, а на искусственном склоне - субструкциях. Сооружение создавали в несколько этажей, соединенных лестницами и сводчатыми коридорами. Т. примыкает к зданию скены и образует с ним одно целое.

ТЕЛАМОН (лат. Telamon), см. атлант.

ТЕМЕНОС (гр.), священный храмовый участок, обнесенный стенами или колоннадами (см.) и отделенный от города или соседних храмовых участков. Внутри Т. помещался алтарь Щ (см.) под открытыми небом перед восточным фасадом храма. Располагаясь на возвышенном месте, окружался подпорными стенами.

ТЕНИЯ (гр.), в дорическом ордере венчающая полочка архитрава (см.). С нижней стороны Т. под каждым триглифом (см.) находятся регулы с 6 гуттами (см.).

ТЕОЛОГЕЙОН (гр.- бог и место, где говорят), специальная площадка в древнегреческом театре, на которой появлялись актеры, играющие богов.

ТЕПИДАРИЙ (лат. tepidarium - теплая комната с подогретой водой), помещение в римских термах (см.) с умеренной температурой, служившее для постепенного перехода от холода к теплу при движении из фригидария в кальдарий и наоборот. Так как в Т. не мылись, его делали меньше этих помещений.

ТЕРЕМ (гр. teremnon - кров, жилище). 1. Верхний жилой ярус хором или палат (см.), сооружавшийся над сенями (см.). 2. Отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете (см.) или над воротами и т.д., соединенная с хоромами переходом.

ТЕРМЫ (лат. thermae - теплые источники, бани; гр.- теплый, горячий), в Древнем Риме общественные и частные бани, являющиеся также местами общения, развлечения, включавшие спортивный комплекс. Т. - сложный комплекс построек с главным зданием, имевшим многочисленные помещения. Основное здание имело обычно симметричный план с расположением по главной оси фригидария, тепидария и кальдария (холодного, теплого и горячего отделений), а также лаконикума (потовая баня, самое жаркое помещение обычно круглой формы и перекрытое куполом). Основным помещениям сопутствовали вспомогательные: аподитерий (раздевальня), унктуарий (комната, где натирались маслом и мазями), сферистерий - помещение для игры в мяч, библиотека, экседры для бесед и т.д.

Внешнее кольцо построек включало открытые колоннады (см.), экседры, залы для публичных лекций, места для занятий спортом и т.д. Одна сторона двора была часто занята большим водоемом, куда подводилась вода, подающаяся затем в основное здание. Внешние помещения часто сдавались под магазины. Все здание обычно возвышалось на террасе (см.), под которой находились служебные помещения. Т. отапливались при помощи подземных печей, жар которых подавался непосредственно водяным бассейнам. Газы циркулировали под плиточными полами, за облицовкой стен и сводов по каналам, нагревая не воздух, а сами стены. Помещения перекрывались цилиндрическими крестовыми сводами, куполами, украшались мозаикой (см.), скульптурой и др. Т. возникли во II в. до н.э.

ТЕРРАМАРА (ит. terramare, испорченное terremarne, terra - земля и marna - мергель), укрепленные постройки в Северной Италии эпохи бронзы - невысокие холмы трапециевидной формы, окруженные валом и рвом. Т. сооружались на сваях первоначально на реках, затем на суше. Т. - название и всей культуры Сев. Италии этого времени.

ТЕРРАСА (фр. terrassa - земляная насыпь, площадка " лат. terra - земля). 1. Горизонтальная площадка, образующая уступ на склоне местности. Бывает естественного или искусственного происхождения. Устраивается для строительства зданий, создания террасных парков и т.д. Вдоль нижней границы Т. устраивается вертикальная подпорная стенка или сооружается вал, покрытый дерном. По краю устраиваются балюстрады (см.), высаживается живая изгородь. При большой неровности рельефа устраиваются несколько Т., соединенных между собой лестницами. На Т. располагают легкую мебель, цветочные газоны и т.д. 2. Открытая или застекленная с трех сторон (с XIX в. застекленная) летняя не отапливаемая пристройка на столбах к зданию, крыша которой часто является продолжением крыши здания. Пристройка в один или несколько этажей сообщается со зданием дверью. 3. Эксплуатируемая кровля террасных зданий, уступами спускающихся по склону.

ТЕСИНЫ, тес, тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания. Первоначально Т. назывались доски, получаемые обтесыванием бревен, обычно предварительно расколотых пополам, откуда и название. Получают Т. при продольной распиловке бревен. В деревянных покрытиях Т. укладываются внахлест, нижние концы Т. заводятся в паз водотечника (потока), верхние прижимаются охлупнем (см.). Т. укладываются на слеги (см.) в безгвоздевом креплении. В других случаях Т. прибивается к слегам коваными гвоздями. Кровельный тес верхнего ряда называется красным, нижнего - подтескам. Нижние свисающие концы красного теса часто обрабатывались в форме "усеченной пики". Доски имеют с одной стороны слегка вогнутую поверхность. Они укладываются по слегам желобами вверх с небольшими промежутками, которые перекрываются Т., направленными вниз желобами, с верхней поверхности они несколько скошены по двум граням с закругленными краями.

ТЕТИВА, каждая из двух наклонных продольных балок лестницы, в которые крепятся ступени. В отличие от косоуров (см.), на которые ступени укладываются по верхним граням, к Т. ступени крепятся по боковым сторонам. В железобетонной лестнице ступени составляют с Т. одно целое.

ТЕТРАКОНХ (гр.- четыре и раковина), тип центрического храма, в котором 4 полуциркульные в плане апсиды симметрично сгруппированы по сторонам центрального (обычно подкупольного) пространства. Различают Т., в котором наружный абрис плана повторяет внутренний; Т., вписанный в квадрат, прямоугольник, круг или восьмиугольник; Т. с угловыми нишами и т.д. Известен с VI в.

ТЕТРАПИЛОН (гр.- четыре и ворота, вход), мемориальная арка (см.), имеющая проезды с 4 сторон. Устанавливалась на перекрестках дорог, оформляла пересечения колоннадных улиц.

ТЕТРАСТИЛЬ (гр. - четыре и колонна), тип древнегреческого храма, имеющий 4 колонны на торцевом фасаде (см.).

ТИМПАН (гр.- бубен). 1. Внутреннее поле фронтона любой формы. 2. Криволинейный треугольник между пилястрой (колонной), аркой и антаблементом (см.). 3. Ниша (полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания) или часть поля стены под аркой и горизонтальной перемычкой (обычно над дверью или окном). Часто использовался для размещения живописи, рельефа, скульптуры. 4. Поле между каменной перекладиной и разгружающей ее аркой.

ТИРС (гр.), деталь декоративного убранства (лепного, живописного) в виде жезла древнегреческого мифического бога Диониса и его спутников. Изображается в виде палки, увитой плющем и виноградными листьями и украшенной на конце шишкой пинии.

ТОЛОС, фолос - гр., круглое в плане здание, покрытое куполом (см.).

ТОНДО (ит. tondo - букв., круглый), архитектурная деталь в форме круга, диска. Нередко Т. покрыто рельефом, живописью.

Термин Т. обозначает и изображение мадонны с младенцем, круглое по композиции.

ТОРГ, торжище, торжок (в малых городах), торговая площадь древнерусского города. Т. возник с ростом ремесленного производства вне крепостных стен - в посаде (см.), иногда непосредственно возле этих стен. Вокруг Т. возводились общественные здания, храмы. Т. впоследствии становились акцентами в городской планировке.

ТОРЕВТИКА (гр.- вырезываю, чеканю), рельефная обработка металла, чаще всего путем чеканки или тиснения. Иногда термин Т. обозначает и отделку (любых изделий) поверхности литых изделий.

ТОРШЕР (фр. torchere, torche - факел), напольный светильник, применяемый в жилых и служебных помещениях. Выполняется переносным и стационарным. Стационарные Т. могут иметь несколько ламп в одном общем абажуре, направляющем свет преимущественно вверх.

ТРАВЕЯ (фр. travee - пролет, ряд), структурная ячейка романских и готических сооружений, ограниченная 4 или б опорами, поддерживающими пяты сводов (см.). Каждая такая ячейка имеет контрфорсы и аркбутаны (см.) снаружи здания. Готическое здание образовано системой таких Т.

ТРАНСЕПТ (позднелат. Transeptum, лат. trans - за и septum - букв., ограда), поперечный неф (см.) или несколько нефов в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающие под прямым углом основные (продольные) нефы. Т. появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой (см.). Переход от продольных нефов к Т. осуществляли с помощью подпружной арки средокрестия (см.). Иногда Т. называются только выступающие ветви (рукава) поперечного нефа. Иногда строили два Т. на противоположных концах здания.

ТРАНСЕПТ ДВОЙНОЙ, поперечные нефы (см.), находящиеся на восточной и западной сторонах храма.

ТРАПЕЗНАЯ (гр. тратта - основное значение - стол). 1. Одно из основных сооружений христианского монастыря (см.), включающее зал для совместных трапез монахов, церковь и, кроме того, подсобные помещения: поварню, кладовые и др. Здания Т. могут быть двухэтажные. В русских монастырях с XV в. появились каменные Т. с одно - и двухстолпными залами, с XVII в. - бесстолпные. Т. имели воздушное отопление: нагретый воздух из кухни понизу подавался в верхний зал через особые каналы. Часто Т. обстраивались гульбищами (см.), богато декорировались. 2. Просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма. Нередко в 2-3 раза превышала основную площадь храма. Служила для общественных нужд общины, здесь обсуждались хозяйственные вопросы, заключались торговые сделки, решались вопросы о выборе должностных лиц, велись судебные разбирательства, объявлялись царские указы, устраивались праздничные торжества.

ТРАХЕЛИОН (гр.- шея, шейка), верхняя часть ствола колонны (см.) - шейка, условно отделенная от остальной части гипотрахелионом (см.) (числом от 1 до 3) в дорической колонне или астрагалом (см.) в ионической.

ТРЕЛЬЯЖ (фр. treillage). 1. В садово-парковом искусстве тонкая решетка - каркас для вьющихся растений. Имеет декоративное и практическое (солнцезащитное) значение. 2. Трехстворчатое зеркало.

ТРИБУНА (фр. tribune; ит. tribuna, лат. tribunal). 1. Места для зрителей с повышающимися рядами в цирке, стадионе и т.д. Места для публики как отдельно возведенные (иногда с навесом), так и внутри какого-либо общественного помещения. 2. Сооружения для выступлений в залах общественных собраний, на площадях и т.д.

ТРИБУНАЛ (лат. tribunal). 1. Возвышенное место, на котором в Древнем Риме восседали важнейшие должностные лица (консулы, преторы) при исполнении служебных обязанностей. Т. имелся также и в античной базилике (см.). 2. Кресло судьи, полководца. 3. Памятник в честь кого-либо.

ТРИГА (лат. tres - три и juqum - упряжка), треххконная колесница, венчающая триумфальную арку (см.) или здание.

ТРИГЛИФ (гр. В сложных словах три, трижды и- вырезывать), прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с двумя целыми, а по краям половинными желобками треугольного профиля. В дорическом ордере на фризе чередуется с метопами (см.). Т. размещаются по осям колонн и интерколумниев (см.), а также на углах фриза.

ТРИГЛИФИОН (гр.), фриз дорического ордера с триглифами и метопами, (см.).

ТРИКЛИНИЙ (лат.- три и застолье ложе, кровать). 1. Обеденное место, состоящее из квадратного стола (mensa), окруженного с трех сторон обеденными кушетками (lectulus), на каждой из которых возлежали во время еды ' 3 человека. С четвертой стороны стола подавали еду. Каменные Т. устраивались на открытом воздухе у храмов, колодцев, могил. 2. В древнеримском доме Т., - столовая, богато украшенная. В доме могло быть несколько Т. в зависимости от времени года.

ТРИКОНХ [гр.- три, трижды и конха (см.) ], центрическая постройка с тремя апсидами (см.), расположенными в виде трилистника.

ТРИЛИТЫ (гр.- три, трое и камень), вид неолитических памятников - мегалитов (см.). Представляют собой три больших камня, установленные в виде ворот либо врытые параллельно друг другу.

ТРИФОЛИЙ (лат. trifolium, tria - три и folium - лист), архитектурная деталь, часть здания в виде трилистника.

ТРИФОРИЙ (позднелат. triforium, лат. tri - в. сложных словах три и foris - дверь, вход). 1. Арочный проем из трех и более частей. 2. Аркада во 2 ярусе центрального нефа (см.) романских и готических базиликальных храмов, состоящая из ряда Т. 3. В романских и готических базиликальных храмах узкие невысокие галереи (см.), расположенные в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего. Галереи первоначально были более высокими и широкими, предназначались для женщин и назывались матронеями; позднее стали декоративными и получили название Т. по своим открытым в сторону среднего нефа пролетам, обычно с тройными арками.

ТРОМП (фр. trompe - охотничий рог древневерхненем. trumba - труба), разновидность паруса (см.), по форме - часть конуса. Устраивался в углах сходящихся стен, обеспечивая переход от квадрата (прямоугольника) основания к многоугольному или круглому очертанию венчающей части. Получил распространение в архитектуре многих стран, в русской архитектуре преимущественно с XVII в.

ТРОПЕУМ (лат. tropaeum; гp.- памятник победы, поворот, обращение врагов в бегство), мемориальные памятники в честь собственной победы и бегства противника. Т. устанавливались на поле боя и состояли из груды захваченного оружия или же были украшены этим оружием (при морских победах - корабельными носами). Некоторые полководцы этими памятниками обозначали границы завоеванных земель. Как и гробницы, Т. - массивное центрическое сооружение. Римляне возводили Т. в честь победоносных полководцев. Их устанавливали и в провинциях, где отличились покойные полководцы.
ТРОФЕЙ (фр. Traphee, гр.- см. тропеум). 1. Военная арматура (см.). 2. Столб, украшенный отбитым у врага оружием, который римляне-победители ставили на поле боя.

ТРОХИЛ, трохиль (гр.), профилированная астрагалами скоция в базе ионической колонны (см.).

ТРЮМ (голл. 't ruim - сокращение het ruim), в театре нижняя часть сцены, расположенная под сценической площадкой. В Т. размещаются установки различных сценических механизмов. Иногда Т. состоит из нескольких этажей, верхний из которых называется первым Т.

ТРЮМО (фр. truineau). 1. Простенок между окнами, иногда украшенный орнаментом (см.). 2. Высокое зеркало, обычно помещаемое в простенке.

ТУАЛЕТ (фр. toilette). 1. Название уборных в некоторых общественных местах (театрах, кино, ресторанах). 2. Столик с зеркалом или зеркалами и ящиками.

ТУМУЛУС, надгробное сооружение этрусков. Представляет собой гробницу с камерой, сложенной из блоков отесанного камня, покрытой насыпным холмом (конусом), который опоясан невысокой каменной стенкой - крепидой (см.). Увенчивался низким каменным барабаном с земляным холмом. Встречается в Греции в Микенский период и в римском зодчестве ранней республики (V-IV вв. до н.э.).

ТЫН, в древнерусских укрепленных городах сплошной деревянный забор, служивший оборонительной оградой. Устраивался частоколом или заплотом, т.е. из заостренных бревен, расположенных вертикально или горизонтально и прилегающих вплотную одно к другому. Делался в виде двухстенных венчатых срубов с перемычками. Впереди Т. обычно устраивали ров, заполненный водой.

ТЬЕРСЕРОН (фр. tiercerons), в готических сводах (крестовом, звездчатом и т.д.) дополнительные нервюры, идущие от опоры (как и оживы) и поддерживающие посередине лиерны (см.).

ТЯБЛА, горизонтальные деревянные брусья в иконостасе (см.), на которые ярусами устанавливались иконы (см.). Могли быть рельефно или живописно украшены.

ТЯГА, горизонтальный профилированный выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены здания или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов (см.) и слабо выступает из плоскости стены. Название произошло от техники выполнения Т. в штукатурке: грубо набросанный на стену валик штукатурной массы оформлялся путем протягивания шаблона по направляющим рекам. Иногда Т. сочетаются с резными и лепными деталями.

 

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.