Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















И / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

ИЗБА (термин И. происходит от древнеславянского "истьба".

"Истьбою, "истопкою" в летописи назывался отапливаемый жилой сруб в отличие от клети - неотапливаемого), русское срубное жилище преимущественно сельское, до XVII-XVIII вв. оно было и городским. Древнейшие И. были курные (топившиеся "по черному") с очагом, позже - с печью каменной или глинобитной без дымохода (дым выходил в отверстие в потолке или в стене и в окна). Дымоход, по археологическим данным, известен с XII в. С тех пор И. топилась "по белому". Окна в И. первоначально были волоковыми (см.), позднее появились красные или косящатые (см.) окна с рамой. И. могли состоять из отдельных клетей, связынных друг с другом сенями (см.), над которыми иногда строилась вышка - терем. Над столовой или приемной горницей надстраивали повалушу (см.), которая иногда приобретала вид башни (см.), являясь композиционным центром всей постройки. Вход в И. оформляли крыльцом различной конструкции, часто замысловатым.

Тип И. зависел от расположения клетей между собой Ставились И. (двойни, тройни, четверни и др.), от количества внутренних стен (пятистенная, крестовая), от способа отопления и т.д.

Конструктивная основа И. - венец (см.), основа кровли - слеги, лежащие на самцовом фронтоне (см.). К слегам крепятся курицы, их кокоры (см.) несут водотечник. Тесины кровли одним концом входят в паз водотечника, другим прижимаются верхним бревном - охлупнем (см.), который иногда крепится стамиками (см.) к князевой слеге. Торцы слег часто зашиваются резной доской - причелиной (см.), на пересечении двух причелин делается вертикальная резная доска - полотенце (см.). Позже распространился стропильный тип кровли и дощатый фронтон (см.).

Для северной и центральной полосы характерна высокая И. с "под-избицей" (см. подклет), под двускатной тесовой кровлей, расположенная перпендикулярно улице. В южных областях распространена И. низкая (без подклета) под четырехскатной соломенной крышей, расположенная вдоль улицы.

Планировка И. очень традиционна (известна по раскопкам с XI-XII вв.): собственно И, клеть и сени, их соединяющие. С XVI в. до нач. XX в. план И. оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам, к фасаду (см.). Место против печи - "упечь", чулан (см.) предназначалось для стряпни и нередко отделялось занавеской или дощатой перегородкой. Другой задний угол назывался куть и служил местом для сна (здесь стояла лавка - коник). Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи. В южных областях печь помещали у стены, чело печи было повернуто ко входу или к окнам. Передний угол нередко помещался у двери.

ИЗБА "БЕЛАЯ", изба, топящаяся "по белому", т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами, в отличие от более древних курных изб (см" И. рудная).

ИЗБА "БРУСОМ", тип деревянного дома, где жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник, покрытый двускатной кровлей, конек (см.) которой расположен по продольной оси.

ИЗБА "ГЛАГОЛЕМ", тип жилой деревянной постройки, в которой жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Подклет (см.) и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на 2,этаже И.

ИЗБА ДВОЙНАЯ, двойня. И., соединенные по клетям (см.) так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. И.-Д. можно различать по 2 признакам: по конструктивному (соединяются в пару избы разнородные, например, пятистенка с клетью с избой со связью и т.д.) и функциональному (соединяются избы различного назначения). Основные типы: соединение 2 жилых изб; соединение 2 изб с использованием подклети (см.) одной избы в качестве помещения для крытого двора; соединение жилой избы с крытым двором или сараем. Конструктивное соединение 2 срубов происходит обычным путем. В местах примыкания срубов получаются 2 стены, хорошо изолирующие жилые помещения от крытого двора,.менее удачный вариант - без второй стены.

ИЗБА КЛЕТЬЮ, деревянная постройка, прямоугольная в плане, со сторонами, соответствующими длине бревна 6-9 м. Для хозяйственных нужд часто устраивается подклет (см.). К основной клети прирубают сени (см.) для защиты И. от холода. Подобная И. может быть и двухэтажной. Низкие венцы (см.) сруба укладываются прямо на землю, иногда на большие камни, лежащие по углам. В местности с влажным грунтом под сруб укладывается сплошной настил из 2 перпендикулярных рядов бревен. Сруб хозяйственных построек может ставиться на пеньки, столбы, иногда имеющие, скульптурное оформление.

ИЗБА "КОШЕЛЕМ", наиболее древний тип жилой деревянной постройки. Все помещения сгруппированы в срубе, квадратном в плане. Хозяйственные помещения примыкают к жилью по продольной стене. Весь сруб находится под общей двускатной кровлей. Конек (см.) кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скаты крыши несимметричные: над жильем - короткий и крутой, а над двором - длинный и пологий.

ИЗБА КРЕСТОВАЯ, шестистенка, деревянная жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной, образуя в плане 4 самостоятельных помещения. Часто план имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах (см.), иногда поставленных перпендикулярно стене И.К. Может быть и двухэтажной.

ИЗБА. ПЯТИСТЕНКА, жилая деревянная постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части: в большой - изба или горница, в меньшей - сени или жилая комната (если есть особо прирубленные сени). Иногда здесь устраивается кухня с печью, обогревающая оба помещения. Обычно наружная стена резко делится рядом торцов бревен перпендикулярной внутренней стены.

ИЗБА РУДНАЯ, черная, курная ("рудный" в прошлом - "замаранный", "затемненный", таким был потолок этих И. Их также называли "курниками", "курными"), И. с печью без дымохода. Дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу, (дымарь) в кровле.

ИЗБА СО СВЯЗЬЮ, тип деревянной постройки, разделенной сенями на 2 половины. К срубу пристраивали сени (см.), образуя двуклетный дом, к сеням прирубали еще клеть (см.) и получался трехчленный дом. Сени соединяли избу и горницу. Конструктивное соединение 2 клетей происходит за счет выпуска продольных бревен одного из срубов, примыкающего впритык к торцам другого сруба. Щель, образуемая соединением, заделывается с внутренней стороны тесиной.

ИЗБА ТРОЙНАЯ, тройня, из отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. И.Т. различают по 2 признакам: конструктивному (3 самостоятельных сруба приставлены вплотную друг к другу или соединены посредством выпуска бревен поперечных стен для образования связи с рядом стоящим срубом) и функциональному (по характеру планировки). Основные схемы размещения помещений: а) жилая изба - крытый двор - сарай для скота; б) изба - крытый двор - изба; в) изба - развитые сени (с двориком для летнего пребывания) - крытый двор.

ИЗБА ЧЕРНАЯ, см. изба рудная.

ИЗРАЗЦЫ, кафли, облицовочные плитки из обожженной глины с рисунком, покрытые с лицевой стороны глазурью, имеющие с
обратной стороны открытую коробку - румпу (только с румпой облицовочные плитки называются И.). Различают И. плоские, угловые и карнизные. Красный И. - без полива глазурью. И. известны в Европе и России с XVI в. Применялись для облицовки печей, стен, а также для украшения фасадов в виде фризов, наличников, карнизов (см.), вставок.

ИКОНА (гр.- изображение, образ), изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, в узком смысле - произведение станковой живописи культового назначения. Культ И. зародился во II в. н. э., большое значение приобрел с IV в. вопреки иконоборничеству. Зарождение И. связано с позднеэллинистическим погребальным портретом. С X-XI вв. кроме образов появились сюжетные композиции символического характера, а с XIV в. - и повествовательного. Распространившись в Византии, с введением православия И. была принята на Руси и со временем заняла определенное каноническое положение в рядах иконостаса (см.). Не являясь натуралистическим изображением божества, И. должна была получить систему условных приемов для изображения божественного (закрепленных в специальных пособиях для иконописцев), применение символики в деталях пейзажа, аксессуаров, в цвете.

Материалом основы для И. служила деревянная доска, а также холст, реже - металлическая пластина. Выполнялась в технике
энкаустики, мозаики (см.), позже писалась темперой, а с XVIII в. - масляными красками. Часто центральное изображение обрамлялось клеймами различного металла с тисненым узором (басмой), чеканкой, а также драгоценными камнями, жемчугом. И. - принадлежность не только христианской религии.

ИКОНОСТАС (гр.- образ, изображение и- место стояния), в православном храме - перегородка, заполненная несколькими рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь (см.) от остальной части храма. За И. находился престол, перед И. - солея, обнесенная балюстрадой (см.), где стояли певчие. Иконы устанавливались на горизонтальные брусья - тябла (от греч. "темплон"), Византийские храмы имели низкую алтарную перегородку с иконами над ней или колоннаду (см.) с горизонтальным брусом (темплоном) и иконами между колоннами (см.). Преграды в христианских храмах появились с IV в. В русских православных храмах постепенно сюжетно формировался невысокий тябловый И. Развитая форма И. - высокий И. известен с XV в. В XVI в. между иконами появились колонки и с сер. XVII в. формы И. все более повторяют архитектурные формы господствующего стиля: причудливо изогнутые барочные XVIII в., затем классицистические - с колоннами и портиками, к сер. XIX в. - формы "русско-византийского" стиля и позднее формы модерна. Часто увлечения архитектурной формой шло в ущерб ведущей роли священных изображений, что вызывало негодование иерархов церкви.

Ордер (см.) и скульптура в И. появились в сер. XVII в. вместе с приглашенными патриархом Никоном беларусскими и украинскими резчиками, принесшими с собой новый тип резьбы - "флемский" (от нем. "фламандский"), характер которой также менялся с течением времени. Оформление И. включало резьбу, скульптуру, роспись, позолоту. Основной ряд (чин) - деисусный (от греч. "деисис" - моление). В центре - Христос на престоле в окружении земных и небесных сил ("Спас в силах"). Слева и справа - иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, архангелов и других святых, обращенных к Христу с молением за все человечество. С XVII в. Никоном был введен украинский вариант И. с 12 апостолами. Праздничный ряд повествует о 12 главнейших христианских праздниках. Он мог размещаться над и под деисусным рядом (последнее - в украинском варианте). Пророческий ряд изображает библейских пророков со свитками в руках, обращенных к Богородице, расположенной в центре.

Праотеческий ряд с прародителями находится в самом верху И.

В центре - икона Господа Саваофа. Местный ряд устанавливается внизу и состоит из наиболее чтимых в округе святых. Но обязательно слева от входа в алтарь - икона Богоматери, а справа - Христа и храмовая икона (праздника или святого - в чью честь возведен храм). С XVII в. появились дополнительные ряды на темы Страстей Христовых, апостольских мучений (вверху) и греч. мудрецов (внизу). В центре размещаются царские (или райские) врата. На них изображали Евангелистов и сцену Благовещения или создателей литургии. На вратах, ведущих в жертвенник и диаконник, писали сюжеты на тему рая и др. С 1667 г. И. завершается распятием.

ИМПЛЮВИЙ (лат. impluvium - водосток, impluo - падать дождем), четырехугольный неглубокий бассейн в центре атрия (см.) в древнеиталийском и древнеримском жилище. В И. через комплювий (см.) стекала с крыши дождевая вода. И. использовался в хозяйственных нуждах, позже стал декоративным украшением атрия.

ИМПОСТ (фр. imposte - пята арки, свода; фрамуга; ит. imposta лат. impono - кладу на, возлагаю in - в, на и pono - класть). 1. Верхний камень столба или стены, служащий опорой для арки, свода (см.) или балки и выступающий в виде простой полки или профилированного карниза (см.); аналогичное завершение столба или стены под аркой или сводом; горизонтальный профилированный пояс между соседними арками. 2. Промежуточная деталь между капителью (см.) и аркой. В византийской архитектуре имеет вид простой или профилированной четырехгранной пирамиды, в архитектуре Ренессанса - отрезка антаблемента (см.). 3. Верхняя часть окна или двери, отделенная горизонтальной перекладиной от нижней части окна или нижерасположенных створок двери. 4. Перекладина над оконными или дверными створками. 5. Вертикальный элемент (узкий простенок, членящий дверные или оконные проемы, либо разделяющий 2 близко расположенных оконных проема).

ИНКРУСТАЦИЯ (лат. incrusto - обмазывать, in - в, на и crusto - накладная работа), вид декорировки изделий и фасада или интерьера (см.) зданий с врезанным орнаментом (см.), чаще всего выполненный из другого материала, обычно более ценного или отличающегося по фактуре и цвету, с рисунком, не выступающим над поверхностью.

ИНСУЛА (лат. insula - букв. остров), многоэтажный жилой дом в Древнем Риме с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаем. Появились не позже III в. до н. э. Из обожженного кирпича И. возводились в 5-6 этажей. Верхние этажи часто были деревянными, фахверковыми, перекрытия бетонными. Помещения обычно располагались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал. Ряд комнат предназначался для одиночек, они имели отдельные выходы на улицу или группировались по коридорной системе. В дешевых И. удобств не было. На 1 этаже помещались лавки (см. таберны). И. составляли массовую застройку римских городов.

ИНТАРСИЯ (ит. intarsio), вид мозаики (см.), в частности инкрустация (см.), выполненной деревом по дереву. При этом в деревянную основу вкладывают деревянные пластинки, отличающиеся по цвету и фактуре. Пластинки пригоняют друг к другу, склеивают и вкладывают в подготовленное углубление в основе. Затем лицевую поверхность сглаживают и полируют. И. украшались только изделия из дорогих пород дерева. Впервые И. появилась в Древнем Египте. Применялась в Древней Греции и Риме, где обрабатывали древесину, изменяя ее цвет. Высокого расцвета И. достигла в эпоху Возрождения в Италии. И. украшали как мебель, так и интерьеры (см.) зданий.

ИНТЕРКОЛУМНИЙ (лат. intercolumnium inter - между и columna - колонна, круглый столб), промежуток в свету между двумя стоящими колоннами в колоннаде (портике). В классической архитектуре каноническими считались И. от 1,5 до 3 диаметров колонн. Величина И. чаще всего постоянна для каждой данной колоннады, но бывают отступления - расстояние между крайними колоннами либо средний промежуток отличается от остальных.

ИНТЕРЬЕР (фр. interieur - внутренний свет, лат. intra - внутри), внутреннее пространство здания или какого-либо помещения. Архитектурное решение (размеры помещения, форма, ритм размещения опор, окон, выступов ниш и т.д.) и характер его убранства (меблировка, оборудование) формируют И.

ИНЦЕРТ, облицовка бетонной стены (римский бетон - балласт, заливаемый пуццолановым раствором без предварительного перемешивания и трамбовки) камнями, обтесанными так, что они образуют на фасаде нерегулярный рисунок. Во II в. до н. э. облицовка носила характер грубого И. из крупных камней, в I в. до н. э. - точно подогнанного мелкого И. или псевдоретикулата.

ИОНИКИ (гр.- ионический), рельефный орнамент (см.), представляющий ряд срезанных сверху яйцеобразных элементов, обрамленных валиком (греческий и римский варианты) и чередующихся со стрельчатыми листьями. Широко применялся на капителях и карнизах ионического и коринфского ордеров (см.).

ИППОДРОМ, гипподром ( гр.- лошадь и - бег, место для бега), сооружение, предназначенное для проведения конных состязаний (в Др. Риме и Византии - состязания колесниц), представляющее обычно длинную прямоугольную площадку с одним закругленным концом и стеной посередине (спина), которую огибали колесницы и на которой находилась мета (см.). Вокруг площадки возвышались трибуны. В Др. Греции И. Сооружались около наиболее почитаемых святилищ, где происходили игры и соревнования, имевшие всеэллинское значение.

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.