Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















М / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

МАВЗОЛЕЙ (лат. mausoleum), монументальное погребальное сооружение. Назван по имени критского царя Мавзола, гробница которого сооружена в IV в. до н.э. в Галикарнасе. Древние М., кроме камеры (часто подземной), в которой помещались останки умершего, иногда включал и поминальный зал. М. получили распространение в Др. Риме, в средние века - на Востоке.

МАЙОЛИКА (ит. maiolica " Majolica - от старого названия о. Мальорка или Майорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики). 1. В узком смысле - ит. керамические изделия XV-XVII вв. с цветным пористым черепком, с сюжетной росписью по сырой непрозрачной глазури (рисунок по белой обмазке с прозрачной свинцовой глазурью, т.н. полумайолика). Изделия: посуда, плакетки, панно, скульптура. 2. В широком смысле - изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Большого расцвета достигла в странах Др. Востока, в средневековье - в Испании, Италии, Франции. На Руси известна с XI в. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в XVII в. (наличники окон, фигуры святых, фризы, порталы, изразцовые печи).

МАКОВКА, маковица, название небольшой церковной главы (см.).

МАНДОРЛА (ит. mandoria - миндалина), священное сияние, изображенное в виде овала, заостренного с узких сторон. Являлось обрамлением священной фигуры в росписи в интерьере или рельефным из9бражением на фасаде (см.).

МАНЕЖ (фр. manege), здание, предназначенное для верховой езды, объездки лошадей, для упражнений войск, для спортивных занятий. В России строительство М. началось в конце XVIII в.

МАНСАРДА (фр. mansarde - от имени французского архитектора Ф. Мансара - Mansart), помещение, преимущественно жилое, устраиваемое в свободном чердачном пространстве под крышей, состоящей из двух частей - верхней пологой и нижней крутой (см. крыша мансардная). Скаты крыши утепляются. Впервые подобный тип крыши с используемым пространством под ней широко начал применять Ф. Мансар (1598-1666).

МАРКЕТРИ (фр. maqueterie), вид мозаики (см.) из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), который наклеивают на основу. М. применяют при изготовлении мебели, а также панно. Наивысшего расцвета искусство М. достигло в XVII-XVIII вв. во Франции и Германии, вытеснив сложную интарсию (см.)

МАСКАРОН (ит. maschtrone), выполненная в виде головы или маски рельефная скульптурная деталь. М. помещается на замковых камнях арок дверных и оконных проемов, на консолях, стенах, применяется в виде водолея на фронтонах (см.) и т.д.

МАССВЕРК (нем. Masswerk), архитектурный орнамент (см.) готики. В его основе нет конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля, т.е. сконструирован. Впервые появился в орнаменте окна, в поле арки (см.), схватывающей 2 окна. Формы этого орнамента чрезвычайно разнообразны: розы, украшения, составленные из частей круга, в виде рыбного пузыря и т.д.

МАСТАБА (араб. - букв., каменная скамья), одна из древнейших форм гробниц египетской знати. Снаружи М. имеют вид низких усеченных пирамид с вытянутым прямоугольным основанием. Внешняя поверхность стен - наклонная. М. заключает в себе 2 части: подземную и надземную. Подземная состоит из небольшого склепа и идущего от него наклонного коридора или вертикального колодца, который замуровывался в день погребения. Надземная часть состоит из одного или нескольких помещений для приношений и для заупокойного культа.

I Существенной деталью М. была ложная дверь (см. дверь ложная), через которую, по религиозным представлениям, двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно. В простейшем | случае ложная дверь помещалась на восточной сплошной стене М. | Затем появился тип М., где ложная дверь была внесена внутрь. Нередко в композицию двери вводилась вся фигура умершего, стоящего в проеме двери, или только его голова, выглядывающая из-за притолоки (см.). Стены внутренних помещений стали покрываться изображениями, заменявшими реальные приношения покойному. Иногда М. строили с открытыми двориками и портиками (см.) перед ними. Конструкция перекрытия в основном горизонтальная, но встречаются и своды (см.). М. ставились группами у подножия, пирамид и включались в их ансамбль (см.).

МАРКИЗА (фр. marquise), наружный холщевый навес над окнами для защиты от солнца либо железный или стеклянный навес над входом в дом.

МАРТИРИУМ, мартирий, мартирон (гр.- мученик), тип поминальной постройки, распространенной в раннехристианской архитектуре. В ней община верующих собиралась для совершения ритуальных действий заупокойного культа. Возводилась на месте погребения верующих, погибших в период гонений.

МАТИЦА, в деревянном рубленом доме - толстое бревно-балка, врубленное поперек здания в верхние венцы сруба (см.) и поддерживающее накат из досок или половинок тонких бревен. Концы их закреплены в гнездах, выдобленных в противоположных стенах. Снизу к стенам и М. пришивают гвоздями тес (см. тесины), образующий чистый потолок. При этом М. не видна, как в том случае, когда доски потолка врубаются в паз М.

МАЦЕЛЛУМ, рынок в виде большого перестильного двора с круглым святилищем в центре, который в Др. Риме был снесен при постройке императорских форумов (см.), но оставшийся распространенным типом рынка.

МАШИКУЛИ (фр. machicoulis, старофранц. machcol - бить в голову). 1. Выступающие над стенами башни стены крепости, галереи на каменных консолях (см.) с отверстиями в полу для стрельбы, сбрасывания камней, смолы, т.е. для защиты подошвы стены. С развитием огнестрельного оружия утратили оборонительное значение и использовались как декоративный элемент (см. бой варовый).

МЕАНДР (гр.- имя извилистой реки; ныне Мендери в Карий, в Малой Азии), разновидность ленточного орнамента, представляющего собой изогнутые под прямым углом линии с завитками в виде волн. Встречается в архитектуре различных стран и эпох, где возникал самостоятельно. В античной Греции получил наиболее выразительные очертания.

МЕГАЛИТЫ, мегалитические сооружения (гр.- большой, огромный и- камень), общее название построек эпохи бронзы из крупных каменных глыб или плит. Наиболее распространенные памятники - дольмены, менгиры, кромлехи (см.). Встречаются в различных частях земного шара.

МЕГАРОН (гр. - букв., большое здание, большой зал), тип здания, в том числе и жилища, сложившийся в эпоху эгейской культуры III-II вв. до н.э. М. - прямоугольное в плане здание, состоявшее из 2 частей: зала и портика (см.) перед ним, огражденного с боков вынесенными вперед концами продольных стен здания (антами). Посередине зала находился очаг, крыша над ним имела отверстие. Встречаются залы, расчлененные на 2 или 3 части продольными рядами опорных столбов, поддерживающих перекрытие. Во дворцах Микенской Греции М. выделяются в отдельный объем вместе с входным помещением, являясь составной частью более сложных архитектурных комплексов. М. служил парадным залом и, видимо, мужской половиной. М. - прототип др. греческих храмов гомеровской эпохи (VIII-VII вв. до н. э.).

МЕДАЛЬОН (фр. medallion - большая медаль, портрет, картина в овальной раме, ит. medaglione - увелич. от medaglia -
медаль), орнаментальная или изобразительная композиция, различная по материалу и технике исполнения в овальном или круглом обрамлении. Применяется в декоративном убранстве фасадов и интерьеров.

МЕДЗАНИН, мецианин (нем. Mezzanin), полуэтаж, промежуточный этаж - более низкий, обычно с помещениями второстепенного значения.

МЕЖДУСТОЛПИЕ. См. интерколумний.

МЕЗОНЕТТ, дуплекс, квартира в 2 уровнях, т.е. имеющая помещения во втором этаже, соединенные с первым внутриквартирной лестницей.

МЕЗОНИН (ит. mezzanine - полуэтаж), надстройка над средней частью небольшого жилого дома. Часто имеет балкон. Встречается в малоэтажных как каменных, так и деревянных зданиях. В XIX в. М. получил широкое распространение в малоэтажном строительстве.

МЕМОРИАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ (лат. memoria - память), архитектурное С., воздвигаемое для увековечения памяти отдельных лиц (мавзолей, храм, гробница, пирамида и т.д.) и прославленных исторических событий (триумфальная арка или колонна, обелиск (см.) и пр.

МЕНГИР (брег. menhir " men - камень и hir - длинный), один из простейших видов мегалитов (см.) в виде отдельных, вертикально закопанных в землю камней (достигающих иногда 20 м в высоту), образующих длинные аллеи или расположенных по кольцу. В большинстве случаев они находятся близ дольмена (см.).

МЕРЛОН (фр. merlon - простенок), зубец крепостной стены, находящийся между двумя абразурами (см.). Прикрывал стреляющего. Мог иметь прорезанную в нем бойницу (см.).

МЕТА (гр.- после, за, между), в римском цирке группа из 3 конических столбов на общем (довольно высоком) пьедестале (см.), устанавливаемых на обоих концах спины (см.), около которого состязающиеся колесницы должны были делать поворот.

МЕТОПА, метоп (гр.- чело, в ед. ч., букв., пространство между глазами), почти квадратные плиты, которые заполняют промежутки между триглифами (см.) в дорическом ордере (см.). М. украшались высоким рельефом, реже живописью.

МОДИЛЬОН, модульон (фр. Modillon, ит. modiglione), архитектурная деталь в виде консоли или кронштейна в форме буквы 5, поддерживающая выносную плиту венчающего карниза коринфского или сложного ордера или прямоугольную плиту, украшенную гуттами (см.), дорического модильонного ордера. Нижняя часть М. часто украшается листьями (гуттами), а промежутки между ними (в карнизе) заполняются кессонами (см.) с розеткой. Иногда, М. играет лишь декоративную роль.

МОДУЛЬ (лат. modulus - мера ритма), условная единица измерения, принимаемая для соотношения частей здания или комплекса. Устанавливается для данного архитектурного сооружения (или его частей) и служит для выражения кратных соотношений его составных элементов. За М. принимаются различные величины (диаметр купола, сторона помещения, ширина триглифа (см.), длина кирпича, мера длины и др.). Происхождение М. связано с технической необходимостью согласования размеров здания. В ордерной архитектуре часто за М. брался нижний диаметр колонны (см.), в дорическом ордере - иногда ширина триглифа. Виньола делит М. на более мелкие части - парты, Палладио - на минуты.

МОЗАИКА (фр. mosaique, ит. Mosaico, лат. musivum - букв., посвященное музам; позднелат. Mosaica, гр.- муза), изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, галька и т.д.). Особый вид М. - инкрустация (см.). М. составляется из мелкоразмерных или более крупных частей материала, подобранных по рисунку, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных между собой и с грунтом каким-либо вяжущим веществом. М. - один из видов монументально-декоративного искусства, реже - станковые картины.

Наборная М. состоит из небольших кусочков или столбиков Opus tesselatum или vermiculatum. Это т.н. флорентийская М., возникшая в Италии в XVI в., изготовлялась из шлифованных цветных камней и предназначалась для отделки интерьеров (см.). В античных постройках из мелких камешков или стеклянных штификов составлялись геометрические фигуры (tesselatum) или целые картины (собств. musivum). М. употреблялась почти исключительно для украшения полов, только к концу Римской империи ею начали украшать стены и даже своды (см.) потолков.

Пластичная или штучная М. (Opus sectile или scutulatum) - мраморные или др. плиты врезывались по данному рисунку. Майоликовая М. развивалась в странах ислама, в Испании и Португалии в XIII-XIV вв. В ней изготовленные по шаблону частицы составляли сложные узоры. Особой разновидностью декоративной М. является применяющаяся в архитектуре для облицовки т.н. русская М. Она выполняется из тонких пластинок дорогих пород камня, подобранных так, что украшаемая часть здания кажется выполненной из целого камня.

МОНАСТЫРЬ (гp.- уединенное жилище- одинокий и оберегать, охранять), архитектурный комплекс, имеющий общественные, жилые и хозяйственные постройки, как правило, обнесенные стенами. М. известны в коптском Египте, Византии. Тип католического западно-европейского монастырского комплекса сформировался в VI-IX вв. В ансамбле М. доминировала церковь, к которой примыкал (с северной стороны, иногда с южной) двор-клуатр (см.). В церкви есть вход, ведущий со двора в трансепт (см.). Вокруг клуатра располагался зал капитула - самый большой зал монастыря, предназначенный для приемов и совещаний. Почти всегда перекрыт сводами (см.). Расположен на 1 этаже, под дортуаром, дормиторием (спальни). На территории имелась трапезная (рефекторий), хозяйственный двор с мастерскими и службами, больница, странноприимный дом. Композиция М. варьировалась различными ордерами (см.).

Православные М. имели более свободную планировку. Комплекс окружали стены с башнями, вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня (см.), колодец. Оборонные функции определяли мощь крепостных стен с башнями. Построенные вокруг городов или в их черте, М. образовывали оборонную линию и являлись узлами городской планировки.

В периоды Возрождения и особенно барокко М. - крепости, характерные для дальних колоний, уступили место парадным ансамблям М.-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану. Некоторые монастырские постройки оказали влияние на строительство городских учреждений общественного характера (приюты, госпитали и др.).

МОНОПТЕР (гр.- однокрылый,- один. единственный, крыло), тип античного храма без целлы, круглого в плане, без стен, крыша которого поддерживалась кольцевым рядом колонн.

МОНУМЕНТ (лат. monumentum - буквально, памятник "лат. moneo - напоминать), в скульптуре и архитектуре памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося деятеля и т.д. Нередко М. сооружают в виде скульптурно-архитектурного комплекса.

МОРЕСКА (ит. moresca, исп. morisca - буквально, мавританская), сложный орнамент из геометрических мотивов.

МОСТ. 1. Сооружения для преодоления различных препятствий, разнообразные по назначению (железнодорожные, городские, пешеходные, М.-каналы и т.д.), материалу в системе основных конструкций (балочные, арочные, вантовые, разводные и др.). М. состоит из промежуточных строений и опор (быков, устроев - концевых опор). В русских летописях М. упоминаются, начиная с Х в. В основном М. были деревянными с балочной конструкцией пролетных строений и опор в виде срубов из бревен, заполненных камнем (ряж). В России строительство каменных М. резко сократилось в сер. XIX в., что связано с развитием железных дорог и достижениями строительной техники. С кон. XVIII в. в мостостроении применяется металл. Первые металлические М. в России (пешеходные) появились в сер. 1780-х гг. при участии виднейших архитекторов. М. стали элементами ансамбля в городской застройке. С начала XX в. значительно распространяются М. из железобетона. Как утилитарные сооружения, М. несут и эстетическую нагрузку, участвуя в формировании архитектурно-художественного образа окружающей среды, неся на себе черты определенного архитектурного направления. 2. На крепостных стенах - боевая площадка (боевой ход) по верху стен, откуда через амбразуру (см.) могли стрелять защитники крепости. Над боевым мостом сооружалась двускатная тесовая кровля (см.). 3. Деревянное покрытие внутри крепостной башни (см.), куда можно попасть по приставным лестницам, башня могла иметь несколько таких ярусов. 4. Пол строения, всякий помост, покрытый досками.

МУЛЮРА, мулюр (фр. moulure - резьба, лепной орнамент), облом, деталь, профиль (см.) - отлитое украшение.

МУТУЛ (лат.- съедобный моллюск, ракушка), плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере (см.).

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.