Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















С / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

САКРИСТИЯ (позднелат. Sacristia, sacrum - священная утварь), помещение в католическом храме, расположенное к северу или к югу от хора (см.) - в углу между хором и трансептом (см.). Служило хранилищем для церковной утвари, книг, местом для проведения некоторых обрядов, помещением для облачения и отдыха духовенства. С. возводится и как самостоятельная пристройка, преимущественно как маленькое центрическое здание, нередко богато украшенное,

САЛОН (фр. salon). 1. Парадный зал, передняя гостиная, комната для приемов. 2. Магазин художественных изделий. 3. Демонстрационный зал для предметов торговли.

"САМЦЫ", фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.

САНДРИК, декоративная архитектурная деталь в виде карниза или фронтончика (иногда опирающегося на два кронштейна, пилястры или колонны по сторонам проема), над оконными или дверными проемами на фасадах зданий, реже в интерьерах (см.).

СВЕТЛИЦА, светелка, светлое просторное помещение хором (см.), предназначенное для рукоделия и других чистых домашних занятий. С. устраивалась на женской половине, преимущественное в верхней части (на 2 или 3 этаже).

СВОД, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью (сочетание кривых поверхностей или сочетание кривых поверхностей с плоскостью), образованную системой клинообразных камней (или клинообразных швов между камнями), которая дает помимо вертикальной нагрузки на опоры также и горизонтальный распор. Горизонтальный распор может и отсутствовать, быть минимальным или погашаться в теле кольцевой затяжки или иной заложенной в теле С. арматурой. С. может быть не только системой камней, но и монолитом из железобетона, из металлических конструкций и т.д.

С. подразделяют на: повышенные (отношение стрелы свода или подъема к пролету свода более 1/2); пониженные (отношение стрелы к пролету колеблется между 1/4 и 1/2); плоские (отношение стрелы к пролету менее 1/4).

СВОД БОЧАРНЫЙ, поверхность С.Б. образуется движением плоской кривой, образующей по кривой направляющей.

СВОД ВЕЕРНЫЙ, образуется нервюрами (ожива и 2 тьерсерона, см.), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Встречается в английской готике.

СВОД ЗВЕЗДЧАТЫЙ, одна из форм крестового готического (нервюрного) С., имеющего вспомогательные ребра -тьерсероны и лиерны (см.). В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра свода крестового (см.).

СВОД ЗЕРКАЛЬНЫЙ, сомкнутый С. с верхом в виде горизонтальной плоскости (или очень плоский С.). Оставшиеся боковые цилиндрические части сомкнутого свода называются паддугами (см.) и могут быть гладкими или с распалубками (см.). Горизонтальная плоскость, называемая зеркалом, обычно отделяется от паддуг четкой рамой и часто используется для живописи. С.З. часто применяется в декоративных целях, так как само помещение может перекрываться балочной или стропильной конструкцией, к которой подвешивается свод ложный (см.). С.З. получил наибольшее распространение в эпоху Возрождения.

СВОД КЛИНЧАТЫЙ, выкладывался из камней клинообразной формы или имел клинообразные швы между камнями.

СВОД КРЕСТОВЫЙ, образуется пересечением 2 цилиндрических сводов под прямым углом и состоит из 4 распалубок (см.) - простейший случай перекрытия сводом квадратного в плане помещения. Наибольшего совершенства С.К. достиг в период готики. В это время перешли от полуциркульного очертания свода к стрельчатому, и С.К. представлял собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр (см.), на которые опирались распалубки, что позволяло сосредоточить давление только на угловых опорах. Ранняя готика выработала особый вид С.К. на 6 распалубках.

СВОД КРЕСТОВЫЙ ГОТИЧЕСКИЙ, основной признак - четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас (см.), воспринимающий основные нагрузки. Распалубки (см.) выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.

СВОД КРЕЩАТЫЙ, сомкнутый С., прорезанный 2 пересекающимися крест-накрест цилиндрическими (или другой формы) сводами, на пересечении которых стоит световой барабан (см.).

СВОД КУПОЛЬНЫЙ, отсеченная горизонтальной плоскостью часть сферы. (См. купол.)

СВОД ЛОЖНЫЙ, образующийся постепенным напуском внутрь горизонтальных рядом кладки. Не дает горизонтального распора. Древнейший вид С.

СВОД НЕРВЮРНЫЙ, свод на каркасе из нервюр (см.), воспринимающих, и передающих нагрузку свода на его опоры.

СВОД ПАРУСНЫЙ, на парусах (см.), образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (см.). Условно расчленен на две зоны: нижнюю - несущую и верхнюю - несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей (см.). Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.

СВОД ПОЛУКУПОЛЬНЫЙ, отсеченная горизонтальной и вертикальной плоскостью часть сферы. См. конха.

СВОД ПОЛУЦИРКУЛЬНЫЙ, круговой, цилиндрический С. с направляющей, представляющей собой полуокружность.

СВОД СЕТЧАТЫЙ, свод похож на крестовый, но без диагональных ребер. На их месте расположены 4 сферических паруса (см.). С.С. может иметь диагональное ребро, но оно не проходит через шелыгу (см.), а упирается в кольцо.

СВОД СКЛАДЧАТЫЙ, ячеистый, в этом С. нет самостоятельного нервюрного каркаса (см.) - острые ребра складок сами образуют прочный каркас.

СВОД СОМКНУТЫЙ, образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен, сходящимися в горизонтальной шелыге (см.) С., при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии цилиндрического помещения. С.С. является производным от свода цилиндрического (см.), передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. С.С. был известен в архитектуре Передней Азии, Древнего Рима и в готической архитектуре, но применялся редко. Более широко распространен в эпоху Возрождения.

СВОД СОМКНУТЫЙ С РАСПАЛУБКАМИ, разновидность свода сомкнутого (см.). Наличие распалубок (см.) по осям лотков меняет конструктивную систему свода - усилия передаются на углы.

СВОД СОТОВЫЙ - разновидность свода складчатого (см.) с замкнутыми перегороженными складками в виде ромбических граненых впадин (пирамидальные углубления).

СВОД СТРЕЛЬЧАТЫЙ, цилиндрический С. с направляющей, представляющей собой 2 дуги окружности, пересекающиеся в шелыге (см.).

СВОД ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ, пространственное криволинейное покрытие. Поверхность С. образована движением образующей прямой (остающейся параллельной самой себе) по плоской кривой (направляющей). Впервые С.Ц. появился в IV-III тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии. Материалом служил сырцовый кирпич. Для уменьшения распора своды в поперечном направлении выкладывались в несколько рядов, пазухи между ними заполнялись землей и глиной. С.Ц. был распространен и в архитектуре Древнего Рима. По форме направляющей С.Ц. разделяются на круговые (полуциркульные), коробовые, эллиптические, параболические и стрельчатые (см.). С.Ц. опирается на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.п.), может быть на распалубках (см.).

СВОДЫ КОРОБОВЫЕ, ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ, ПАРАБОЛИЧЕСКИЕ, своды цилиндрические с направляющей, которая представляет собой коробовую (трех- или многоцентровую), эллиптическую или параболическую кривую. Имеют большой распор, обычно погашаемый связями (см.). Служат для перекрытия более обширных по площади помещений, чем при сводах полуциркульных (см.).

СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА, см. система связанная.

СВЯЗИ, затяжки, деревянные балки или металлические стержни, которые закладывались в стены или стягивали пяты арок и сводов (см.) для погашения распора на стены или столбы здания.

СВЯЗЬ ОДНОРЯДНАЯ, связь дом "брусом", соединение деревянного жилого дома и скотного двора с сараем под общей двускатной крышей.

СГРАФФИТО, граффито (ит. sgraffito или graffito - букв., выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, в которой рисунок процарапывается по верхнему слою штукатурки, обнажая нижний слой, отличный по цвету от верхнего. В XV-XVII вв. С. распространился в Италии, а затем и в других странах как способ украшения стен, в основном фасадов (см.), благодаря особенной прочности этой техники.

СЕКОС, наос, целла (гр. - святилище), главное внутреннее помещение античного храма, где находится статуя божества. Перед входом в С. часто устраивался пронаос (см.), позади адитон или описфодом (см.). С. соответствовал главному помещению мегарона (см.), в котором находился очаг.

СЕНИ, сенки, сенцы, входное помещение, обычно не отапливаемое, расположенное между отдельными клетями в избе или хоромах (см.) и между отдельными палатами в каменном здании. В С. обычно вела наружная лестница. С. размещали и на 2 этаже, нередко лестница на 2 этаж располагалась в С. В С. устраивались чуланы для хозяйственных принадлежностей, летом С. использовали для сна. С. предохраняли близлежащие от входа помещения от ветра и холода. С. характерны для крестьянских домов и небольших городских домов.

СЕНОВАЛ, сенник, сенница, помещение для хранения сена.

СЕНЬ (старослав. сень - тень, шатер, палатка, покров, навес), навес на столбах, колоннах, завершающий башню (см.). Возводится над каким-либо чтимым местом, над колодцем и т.д. В русском зодчестве С. известна с XI в. См. киворий, балдахин.

СИМА (гр. - задрав нос; курносый, вздернутый). 1. Терракотовый или мраморный желоб, образованный крайними черепицами кровли над каменной выносной плитой карниза (см.) греческого храма. Дополнялся водометами в виде львиных голов, масок и т.д., из отверстий которых сливалась дождевая вода. С. ионического ордера (см.) украшалась богатой орнаментальной порезкой. 2. Венчающий профиль римского карниза.

СИСТЕМА КОНКРЕТНАЯ, возведение стен путем применения наружных лицевых слоев кирпича с заполнением внутри бетоном (известь с песком), смешанным со щебнем и битым кирпичом. Для прочности на определенных промежутках через всю толщину стен прокладывались горизонтальные ряды кирпича. Ведет начало от римской строительной техники. С.К. применялась и в Древней Руси, попав сюда через византийскую строительную школу.

СИСТЕМА СВЯЗАННАЯ, конструктивная особенность церквей рейнской школы. Заключается в том, что на каждый пролет центрального нефа (см.) приходится по 2 пролета боковых (с каждой стороны), на которые и передается распор сводов (см.) среднего (центрального) нефа. В С.С. имеет место чередование опор: более массивные столбы поддерживают пяты сводов (см.) центрального нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов.

СИСТИЛЬ (гр.), тип древнегреческого храма, интерколумний (см.) которого равен 2 нижним диаметрам колонн (см.).

СИТЕ-ЖАРДЕН (фр. situer - располагать; jardin - сад), город-сад. Форма жилой застройки во Франции. С.-Ж. - не только отдельные поселки, играющие роль спутников больших городов, но и кварталы пригородов крупных индустриальных центров (этим С.-Ж. отличаются от англ. городов-садов). В первые годы после 1 мировой войны С.-Ж. застраивались малоэтажными домами, но по экономическим соображениям стали развиваться многоэтажные типы застройки среди природы, мало, чем отличающиеся от жилых городских районов.

"СКАЛА", широкие полотнища бересты, сшитые берестяным же лыком. С помощью С. утепляли деревянную кровлю, укладывая ее либо по слегам (см.), либо между двумя слоями теса (см. тесины).

СКВЕР (англ. square), небольшой участок, озелененный деревьями и кустарниками, расположенный в городской застройке. Предназначен для кратковременного пребывания и отдыха. Планировка чаще всего регулярная. Центральная часть С. нередко служит местом устройства фонтана или установки монумента (см.) в окружении цветников.

СКЕНА, скене (гр.- основное значение - палатка, деревянное строение), одна из трех основных частей древнегреческого театра. В широком смысле обозначает все сценическое здание, более точно сценическая стена с декорациями и логейон (см.). Вначале С. - временное деревянное строение для переодевания и выхода актеров, расположенное вне поля зрения публики. Позже используется для обозначения места действия пьесы. С V в. до н.э. С. стала сооружаться непосредственно за орхестрой (см.). В IV в. до н.э. появились С. из камня. Фасад С. или декоративная стена, поставленная на некотором расстоянии от нее (см. проскений) имела вначале 1, позже 2 этажа. На обоих концах здания С. находились боковые пристройки - параскении (см.). В IV-III вв. до н.э. перед С. появляется пристройка проскений, кровля которого (см. логейон) в эллинистический период становится основным местом выступления актеров, игравших ранее на орхестре. Стена С. имела 3 (или 5) проема на логейон, куда со второго уровня С. выходили актеры и где ставили декорации. От театрона (см.) С. отделялась проходами. Дальнейшее развитие С. получила в римском театре, представляя собой двух - трехэтажное сооружение с богато декорированным фасадом, не отделенное от театрона проходом (в отличие от греческого).

СКИТ (гр.- подвижник, аскет), жилище, устраиваемое монастырями для монахов-отшельников. Иногда разрастался в обычный уединенный монастырь (см.). После раскола церкви (2 пол. XVII в.) - поселки монастырского типа в глухих местах.

СКОБЫ, скрепы, крепления в кладке из крупного камня правильной формы, служащие для прочного соединения двух камней в одном горизонтальном ряду. С. изготовляются различной формы и из разных материалов (металлические, деревянные, мраморные).

СКОЦИЯ (гр. - темнота), облом (см.), представляющий собой в сечении асимметричную выкружку (см.) с профилем двухцентровой дуги (из 2 четвертей окружностей различных радиусов) или более сложной кривой. Встречается в профилевке баз колонн (см.), обычно без украшений.

СКРИПТОРИЙ (позднелат. Scriptorium, лат. scripta - писец), в католических монастырях (см.) VI-XII вв. мастерская для переписки рукописей. С XIII в. С. стали вытесняться городскими цеховыми мастерскими письма.

СКУЛЬПТУРА ХРИЗОЭЛЕФАНТИННАЯ, хрисоэлефантинная (сделанный из слоновой кости,- золотой, отделанный золотом и слон, слоновая кость), скульптура из золота и слоновой кости в античном искусстве. В V в. до н.э. в этой технике исполнялись обычно колоссальные статуи богов, устанавливаемые в целле (см.) древнегреческого храма. Статуя состояла из деревянного каркаса, на который накладывали пластины из слоновой кости, передававшие эффект обнаженного тела. Волосы и одежда исполнялись из золота, а глаза - из драгоценных камней. Для атрибутов иногда применяли другие металлы и дерево.

СКУФЬЯ (позднегреч. - оксида, древнегреческое - чашка, чаша, на которую похожа С.), верхняя часть некоторых сводов (см.), обыкновенно имеющая форму шарового сегмента. В правильном парусном своде при одном радиусе сферической поверхности паруса и С. сливаются в единую форму. Иногда С. придают возвышенную форму купола (см.) меньшего радиуса, чем радиус парусов.

СЛЕГА КНЯЗЕВАЯ, С. на верхнем углу кровли, в крыше на потоках - под охлупнем (см.), который для большей надежности крепится к ней стамиками (см.).

СЛЕГИ (ед.ч. слега), продольные бревна, несущая часть крыши. Врубаются через бревно по скату фронтона (самца, очелья). С. имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, - такая толщина исключает их прогибание и устраняет необходимость устройства строительных быков. К С. крепятся курицы (см.). С. несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины. С. создают свес кровли над фронтоном.

СЛЕЗНИК. 1. Венчающая плита венчающего карниза (см.). На нижней поверхности делается выемка для отвода дождевой воды от стен здания (капельник). В дорическом ордере (см.), С. имеет наклон соответственно крыши, на нижней поверхности находятся выступы - мутулы или модульоны (см.). То же, что и гейсон (см.). 2. Облом (см.), имеющий в сечении прямую (либо сложную кривую) линию, в верхней части переходящую в вогнутую кривую, нависающую впереди "птичьим, ястребиным клювом". Встречается в дорическом ордере, дает глубокую тень. 3. Желобок на нижней поверхности карниза, по которому стекает дождевая вода, минуя стену.

СЛОБОДА, свобода, пригородное поселение (группа поселений), расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом (см.). В России известны в XI-XVIII вв. С. пользовались временным освобождением от уплаты налогов и других повинностей, отсюда произошло и их название.

СЛУХИ, отверстия в гранях шатровой каменной кладки, обработанные наподобие оконных проемов наличниками (см.). Возможно в колокольнях (см.) служили резонаторами.

СОЛЕНА, тип черепицы в древнегреческих постройках. С. - большие прямоугольные черепицы укладывались рядами таким образом, что верхний находил на край нижнего, а образовывавшиеся по краям швы закрывались длинными и узкими черепицами другого типа - калиптерами. Черепица изготовлялась преимущественно из глины, в наиболее богатых постройках применялась мраморная черепица. Под глиняной черепицей сооружалась обрешетка (см.). Большие по размерам мраморные черепицы непосредственно настилались на стропила (см.).

СОЛЕЯ (лат. solium - престол, трон), в православном храме возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом (см.) во всю его длину, место для богослужения.

СОФИТ (ит. soffitto - потолок). 1. Горизонтальный ряд ламп, закрепленный вверху и по бокам сцены. Осветительная арматура с несколькими источниками света в общем рефлекторе. 2. Видимая снизу поверхность какой-либо архитектурной детали: балки, арки, выносного карниза (см.) и т.д., часто имел декоративную обработку.

СПИНА (лат. spina - позвоночник) невысокая стенка посредине арены (см.) римского цирка, которую на состязаниях огибали колесницы. С. украшались статуями, обелисками, колоннами (см.), маленькими храмами. По концам ее стояли меты (см.) или цели, каждая представляющая собой 3 конических столба, установленные на общем пьедестале (см.). Рядом с метами стояли подставки на колоннах. На одной из них были изображения 7 бронзовых дельфинов, на другой - 7 бронзовых яиц, которые по одному снимались с подставки в знак прохождения круга колесницами.

СПИРА (лат. spira - изгиб, извив), часть базы колонны (необязательная), находящаяся под торусом (см.) и представляющая собой низкий цилиндр с вогнутой образующей. Могла быть каннелирована горизонтальными каннелюрами (см.).

СРЕДОКРЕСТИЕ, в романских и готических храмах пространство, образованное пересечением нефов с трансептом (см.).

СРУБ ШЕСТЕРИКОВЫЙ "ОТ ЗЕМЛИ", в деревянном храмовом зодчестве наиболее древний тип здания. Между землей и шестериком нет промежуточного четверика, венцы (см.) сруба укладываются на землю. Заканчивается сруб шатром (см.).

СТАВНИ, закрывающее окно дощатое полотно. С. делаются резными, расписными.

СТАДИЙ (гр.- древнегреческая мера длины, 150-190м; ристалище), продолговатая арена (см.), предназначенная для состязаний в беге, с местами для зрителей. Устраивалась на естественном склоне. В Древней Греции С. сооружался около наиболее почитаемых святилищ, где проводили игры и соревнования, имевшие всеэллинское значение. Иногда к С. примыкал гимнасий (см.). С. обычно рассчитывали на бег туда и обратно. Концы С. обычно были тупыми, редко один конец закруглялся. Старт и финиш отмечались каменными плитами или столбами.

СТАДИОН (гр.) - крытое или без покрытия сооружение для спортивных состязаний с трибунами для зрителей, спортивными площадками, вспомогательными помещениями. Прототипом современного С. служит древнегреческий. Название С. возникло в связи с тем, что длина главного ристалища в Олимпии равнялась 1 стадию. С. не строились с IV в. (с запретом Олимпийских игр) до 1896 г., когда с учреждением международных Олимпиад в Афинах на развалинах античного С. был сооружен новый.

СТАМИКИ, деревянные стержни, соединяющие охлупень (см.) и князевую слегу (коньковый брус) и проходящие сквозь них через отверстия прямоугольной формы. В нижней части С., выступающей из бруса, имеется проушина, куда в поперечном направлении вставляется клинообразный засов. Верхний конец С. имеет уширение, закрывающее отверстие, и декоративно обрабатывается сочетаниями конуса, цилиндра, шара. В различных районах имеет различные (Названия: столбики, солдатики, шарики, птички и др.

СТЕЛА (гр. - столб), вертикально стоящая каменная плита (обычно надгробная) с надписью или рельефным изображением. В Древней Греции, как правило, ее увенчивали фронтон или акротерий (см.). Намогильные С. ведут свое начало от распространенного в эпоху бронзы обычая класть на покойника тяжелый камень, препятствующий его выходу из могилы. С возникновением представления о душе, независимой от тела, С. стали воздвигать как место обитания этой души. Нередко С. называют также каменные столбы или плиты с высеченными на них текстами или изображениями, поставленными в честь какого-либо важного события, победы над врагом, в память о больших постройках.

СТЕНА ЩЕКОВАЯ, С., ограничивающая цилиндрический свод (или распалубку) в поперечном направлении. Такая стена не участвует в восприятии давления свода, в ней обычно устраивают оконные и дверные проемы.

СТЕННИКИ, стенные осветительные приборы на одну и на несколько свечей. С. имели отражатели - металлические, зеркальные с рельефными деталями.

СТЕРЕОБАТ (гр.- крепкий, твердый), по Витрувию, - ступенчатое основание древнегреческого храма или другого монументального здания. Состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называлась стилобатом (см.). С. устраивался на верхнем, частично приподнятом слое фундамента, - евтинтерии (см.).

СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ, фуст, средняя приблизительно цилиндрическая часть колонны (см.). Увенчивалась капителью, внизу (как правило) имелась база (см.).

СТИЛОБАТ (гр. - колонна, столб и твердо стою). 1. Каменные плиты под колоннами (см.). 2. Верхняя плоскость крепиды (см.). 3. Верхняя ступень или верхняя поверхность стереобата (см.).

СТОЛБ. 1. Массивная внутренняя опора - прямоугольная или кресчатая в плане, поддерживающая своды (см.). 2. Башня (см.), башнеообразное сооружение, не связанное с крепостными стенами, стоящее отдельно.

СТОМИОН, входная часть купольной древнегреческой гробницы, выходящая фасадом в дромос (см.) Над входом устраивается разгрузочный треугольник - не заполненное кладкой пространство. После захоронения С. закладывали стеной, а дромос засыпали, предохраняя от разграбления.

СТОРОЖИ, в XV-XVII вв. небольшие древнерусские укрепленные пункты, расположенные на возвышенных местах, служившие для наблюдения за передвижением противника.

СТОЯ, стоа (гр.) длинные открытые галереи-колоннады (см.) с одним или двумя рядами колонн (в последнем случае наружный ряд возводился в дорическом, внутренний - в ионическом ордере). С. нередко имели стену по одной из длинных сторон, украшались статуями и живописью. Сооружались изолированно, либо в комплексе. Общественные постройки эпохи эллинизма служили местом прогулок, театральными фойе, парадными залами для городских торжеств и т.д. С. обрамляли площади по 2, 3, иногда и 4 сторонам.

СТРЕЛА ПОДЪЕМА, высота плоскостной (арка, ферма) или пространственной (купол) части сооружения, измеряемая по оси от плоскости пят до высшей точки системы (ключа свода и т.д.).

СТРЕЛЬНИЦЫ, крепостные башни в русских укреплениях. Более позднее название, появившееся в русских летописях после 2 пол. XIII в. и сохранившееся до сер. XVI в. - вежи, столпа (см.). Название употреблялось главным образом в московских землях. С. строились прямоугольные и многоугольные, на раннем этапе - деревянные, позже заменялись на каменные (при наличии деревянных стен), в первую очередь, как правило, проезжие.

СТРЕЛЬНИЦЫ ОТВОДНЫЕ, предмостные крепостные башни, строившиеся с наружной стороны рва и служившие усилением основной воротной башни. Появились вместо сложных захабных устройств в конце XV-начале XVI вв. С.О. были открытыми сверху, имели на стенах боевой ход (см.) и по размерам были ниже основной башни. Не всегда проездные башни имели С.О.

СТРЕХА, 1. Нижний свисающий край крыши (обычно избы, хаты). 2. Крыша (избы, хаты).

СТРОПИЛА, несущие элементы скатной крыши, поддерживающие основание кровли (обрешетку или настил). Конструкция зависит от формы крыши и расположения опор. Замена в деревянных избах покрытий по слегам с бревенчатыми фронтонами на стропильные привело к изменению фасадов - появились тесовые фронтоны и карнизы (см.) из украшенных резьбой досок, маскировавшие переход к фронтонам от рубленых стен. Простейшие С. состоят из стропильных ног, стоек и подкосов. С. бывают деревянными, железобетонными, металлическими или смешанными.

СТУК, стюк, стукко, штук (ит. stucco - гипс, алебастр), искусственный мрамор для отделки стен и архитектурных деталей. Высший сорт штукатурки, обладающий большой прочностью, принимающий после полировки вид мрамора. В состав входят известь и толченый мрамор. У римлян он называется opus albarium. С. был известен в Др. Египте, широко применялся в древнеримской архитектуре и позднее (с XV в.) в архитектуре Италии, фракции и др. В России известен с XVIII в.

СУБСТРУКЦИЯ (лат. substructia - основание), конструкция, поддерживающая снизу какую-либо часть архитектурного сооружения.

"СУХАРИКИ", зубчики, дентикулы, ряд небольших прямоугольных выступов в карнизе ионического, коринфского и варианта римско-дорического ордера. А также в ионическом антаблементе в двухчастном варианте взамен фриза между архитравом (см.) и карнизом.

СФЕРИСТЕРИЙ (лат. sphaeristerium), большое помещение при термах (см.) для игры в мяч и различных упражнений, в котором находились различные приспособления для гимнастики. С. выходили на солнечную послеполуденную сторону, в ином случае он обогревался печью.

СФИНКС (гр.) изваяние (изображение) мифических существ (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и с человеческой (мужской, реже женской) головой, иногда с головой священного животного (барана, ястреба). С. ставились в Древнем Египте перед храмами и царскими гробницами в качестве охранителей этих священных мест. Оригиналом для человеческой головы С., изображавшей одного из египетских богов (бога Тум), обычно служил царствующий фараон. Аналогичные названия характерны также для стран Древнего Востока. См. ламассу.

СЦЕНА (лат. scaene, scena - шатер, палатка), часть театрального здания, возвышение или помост, на котором происходит театральное представление. Название происходит от греч. слова скена (см.). Начальный вид европейской С. - орхестра древнегреческого театра, где помещался хор и играли актеры, перешедшие позднее на проскений (см.), в римском театре - просцениум (см.).

СЭНМУРВ, изображение драконовидных существ - птицедракона в древнерусском орнаменте (см.).

 

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.