Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















З / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

ЗАБРАЛА, заборола (встречается в летописях с кон. XI в.), в широком смысле слова - защитное устройство вообще - парапет (см.) крепостной стены (см. бруствер), боевой ход в виде балкона или галереи (см.) в верхней части стены, проходящий с ее внутренней стороны и прикрытый снаружи бруствером. 3. назывались и площадки, имеющие кровлю, а также площадки, выступающие перед плоскостью стены, что давало возможность стрелять не только вперед, но и вниз, а также лить "вар". Иногда словом 3. обозначают и сами стены. С XVII в. употребляются названия "облам", "облом".

ЗАБУТОВКА, забутка, слой, заполняющий промежуток между внутренним и внешним облицованными слоями стены или пазухами свода (см.) и состоящий из камня, щебня, битого кирпича и т.д. вперемежку с известковым или цементным раствором или чередующихся слоев камня и раствора.

ЗАКОМАРА, закамора (гр.- сводчатая комната), полукруглое или килевидное завершение наружного прясла (см.) стены, закрывающая примыкающий к ней внутренний цилиндрический свод (см.) и повторяющее кривую его очертания. В зависимости от количества сводов фасад (см.) имел соответствующее количество 3. Наряду с 3., имеющими конструктивный характер, в русской архитектуре применялись и декоративные подобия, не связанные со сводами, т.н. кокошники (см.).

ЗАКУТ, в русских деревянных постройках - хлев для скота, клеть, чулан, кладовая.

ЗАЛ, большое, обычно парадно оформленное помещение, рассчитанное на одновременное пребывание значительного числа людей. 3. бывают различного назначения: физкультурные, актовые, концертные, зрительные.

ЗАЛ РЕКРЕАЦИОННЫЙ, зал в средних учебных заведениях для отдыха и игр учащихся во время перемен.

ЗАЛОМ, уступ в конструкции стен или крыши, который создается комбинацией вертикального и наклонного срубов.

ЗАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (нем. Hallenkirche, Saalkirche). 1. Ц. несколько вытянутая в плане, с 2-3 нефами (см.) одинаковой высоты. 2. Ц. трехнефная, с более высоким, без окон, средним нефом, т.н. псевдобазилика. 3. Одноиефная Ц. без трансепта с апсидой (см.). Иногда боковые нефы имеют второй ярус - эмпоры (см.). Встречаются купольные З.Ц.

В западно-европейской архитектуре известны с XI в. В XIII-XV вв. З.Ц. строятся как приходские, реже - в качестве соборов. В эпоху Возрождения З.Ц. почти не строят.

ЗАМОК, укрепленное жилище феодала. Представляет собой комплекс жилых, хозяйственных, культовых построек (казармы для гарнизона, большая галерея, служившая местом для суда, собраний, залом для празднеств, капелла, тюрьма). Первоначально укрепления представляли собой палисады, валы, рвы, затем - массивные стены с башней посреди комплекса - донжоном (см.). Со временем донжон уступает место дворцовым постройкам. Но удобства жилья долгое время приносились в жертву необходимости обороны. План здания был усложнен, жилые помещения тесны, узкие окна выходили во двор, каждая часть 3. обособлена.

Вся территория 3. окружалась рвом, который мог быть затоплен водой. Единственным входом служили ворота, установленные в башне с подъемным мостом (см.), который иногда при подъеме закрывал ворота, имеющие к тому же и герсу (см.).

Стены 3., завершенные зубцами, с внутренней стороны имели деревянный настил, служивший местом для стрельбы. Вначале система обороны была пассивной, но после крестовых походов уже в XII в. стали появляться выступающие из толщи стен башни, а также машикули (см.), и оборона приобрела активный характер.

В процессе колонизации у рыцарских орденов сложился особый тип 3., расчитанный не на семью отдельного феодала, а на размещение воинского отряда ордена.

С развитием артиллерии 3. утрачивает значение крепости. Соединение функций жилого дома и крепости постепенно распадается и к сер. XV в. главную роль начинает играть дворцовое здание, развиваясь в дворцовый, затем и дворцово-парковый ансамбль (см.). Прототипом новых зданий служил фр. 3. Большие ансамбли располагались почти всегда вокруг двух дворов: внешнего (basse cbur) и внутреннего (cour d'honneur), вокруг которого с 3 или 4 сторон группировались крылья 3. В XVI в. 3. как крепость вообще теряет свое значение.

ЗАМОК, замковый камень, ключ, средний клинчатый камень в шелыге арки или свода (см.), которым "замыкается" свод или арка. Обычно подчеркивается декоративным орнаментом или скульптурной обработкой. Иногда декоративный 3. украшает плоскую перемычку.

ЗАМКОВОЕ КОЛЬЦО, см. кольцо замковое.

ЗАПАЛУБКА, в нервюрном своде (см.) - заполнение между нервюрами (см.).

ЗАСТОЛЬНАЯ ПАЛАТА, см. палата застольная.

ЗАСТРЕХА, водотечник, слив, потолок, в конструкции деревянной крыши - лежащее на "курицах" (см.) выдолбленное бревно для удаления воды с крыши. Является одновременно и конструктивным элементом: в щель его загонялись нижние концы тесин кровли (см.).

ЗАТЯЖКА, обычно горизонтальный стержень, брус и т.п., стягивающий части той или иной конструкции, подверженной действию сил горизонтального распора. Воспринимая его, 3. освобождает опоры от действия горизонтальных сил. 3. может быть металлической, железобетонной, реже деревянной и применяется в конструкциях арок, сводов (см.), в стропильных конструкциях и т.д. Архитекторы романской эпохи часто применяли 3. для восприятия распора, а в эпоху готики аркбутан (см.) делает излишним устройство постоянных 3., поэтому их полезная роль ограничивается периодом усадки каменной кладки и предотвращения сдвигов кладки после снятия кружал (см.).

ЗАХАБ, "кожух" (в источниках), в крепостях, начиная с XIV в. - особое устройство, защищающее ворота и представляющее собой длинный коридор вдоль стены крепости, снаружи прикрытый подобной же стеной. 3. имел наружные ворота, коридор и внутренние ворота. Весь путь целиком простреливался. Сверху 3. прикрывался плоским балочным перекрытием. Иногда 3. составлял с воротными башнями (см.) одно целое и дополнял их проезды, но были и самостоятельные 3., не связанные с воротными башнями. 3. располагался в одной из боковых сторон крепости, ближе к приступной стене. В крепостях встречаются и два 3.
"ЗВОН", открытый ярус (один или несколько) башни, колокольни(^м.), предназначенный для подвески колоколов.

ЗВОННИЦА, колокольня, сооружение для подвешивания колоколов, надстроенное на стене храма (т.н. настенная 3.) с проемами для колоколов или отдельно стоящее сооружение с одним или несколькими проемами, покрытое двух- или четырехскатной крышей.

ЗЕРКАЛО. 1. Деталь декоративной отделки интерьера (см.), особенно эпохи барокко и классицизма (стены, камни). 2. Гладкая поверхность плит в каменной кладке. 3. Водная поверхность фонтана, бассейна (см.), пруда в парковой архитектуре.

ЗИККУРАТ (аккадское - вершина), культовое сооружение в Древнем Двуречье (назначение которого не до конца выяснено), представляющее собой сырцовую башню (см.) из поставленных друг на друга параллелепипедов (от 3 до 7), не имевших внутренних помещений, за исключением верхнего объема, где находилось святилище. Первоначально 3. имели план в виде вытянутого прямоугольника, который с течением времени сменился квадратом. Ранние 3. имели наклонные стены, поздние - прямые. Террасы 3. соединялись лестницами или пандусами (см.), стены членились прямоугольными нишами и окрашивались в различные цвета, преимущественно в черный, красный, белый. 3. находились обычно в комплексе с храмом. Поздние 3. воздвигались только при храме главного бога данного города.

ЗООФОР (гр.- покрытый изображениями животных). 1. Лента рельефного орнамента (см.) с изображением живых существ, растений и т.п. 2. Фриз (см.) ионического или коринфского ордера (см.)

ЗУБЦЫ, завершение стен древних и средневековых крепостей, феодальных замков и дворцов (см.) и т.д. Прорези в 3. и просветы между 3. (русское название XVII в. - промежки), сделанные до половины высоты, служили бойницами (см.) верхнего боя. При обороне 3. защищали стрелков из лука и метателей дротиков. После возникновения огнестрельного оружия появилось название мерлон (см.). На Руси в XIV в. 3. назывались першами. 3. применялись и в качестве архитектурно-декоративных элементов.

ЗУБЧИКИ, сухарики, дентикулы, ряд близко расположенных прямоугольных выступов в карнизе ионического антаблемента (см.). В двухчастном варианте пояс 3. расположен между архитравом и карнизом взамен фриза (см.). В римских ордерах, в отличие от греческих, 3. могут сочетаться как с мутулами (см.) дорического ордера, так и с модульонами (см.) коринфского.

 

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.