Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















Г / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

ГАЗОН (фр. gazon), искуственно созданный участок травяного покрытия, коротко подстриженный. Выполняют Г. различными по назначению - декоративные, спортивные и специальные. Декоративные Г. бывают травянистые и цветочные: травянистые состоят из злаков и других растений без эффектного цветения; цветочные (т.н. мавританские) - пестроцветные. Партерные Г. - основной элемент цветника и партера (см.), служат фоном для цветочных насаждений, декоративных деревьев, скульптуры, фонтанов. Спортивные Г. покрывают плотным зеленым ковром с невытаптываемой травой (спортивные площадки). Г. специального назначения - для покрытия поля аэродрома, для укрепления откосов и т.п. ,

ГАЛЕРЕЯ (фр. galerie - крытый проход " ит. galleria). 1. Узкое, протяженное помещение под кровлей, где одна из стен часто является колоннадной (при необходимости имеет балюстраду - см.). 2. С 1-й пол. XVI в. в эпоху барокко в европейской архитектурре складывается новый тип Г. - обширный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. В подобных Г. располагалась художественная коллекция владельца. Позже так стали называть художественные музеи и их отделы. 3. Самый верхний ярус зрительских мест театра. 4. В крепостях Г. служили для обстрела рвов там, где не было фланговой обороны или для ее усиления. Для этого в Г., выходящих в ров, устраивались бойницы (см.). Существовали вентиляционные Г., также Г. для сообщения (т.н. потерны) .

ГАЛЕРЕЯ ВИСЯЧАЯ, в деревянной архитектуре - Г. на консолях.

ГАЛЕРЕЯ КОРОЛЕЙ, горизонтальные ярусы на фасадах французских готических храмов со статуями библейских царей, считавшихся предками Богоматери и Христа. Так, архитектурный мотив, примененный в Соборе Парижской Богоматери, имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции. Впоследствии этих царей стали отождествлять с королями Франции, что послужило причиной массового уничтожения статуй во время буржуазной революции кон. XVIII в.

ГАЛТЕЛЬ (нем. Hohlkehle - выкружка). 1. Деревянная планка (см. плинтус), прикрывающая щель в стыках соединений (пол - стена), лицевые поверхности которой обработаны строганым фасонным профилем. 2. Профилированная рейка для прикрытия щелей выступающих краев и ребер мебели.

ГАРГУЛЬЯ, в средневековой архитектуре - выступающий каменный желоб-водомет для стока воды с крыши. Г. часто высекались в виде какого-либо чудовища.

ГАРДИНА (нем. Gardine), оконный или дверной занавес, закрывающий все окно, из легкой прозрачной ткани.

ГАРНИТУР (нем. Garnitur " фр. garniture),набор предметов, например мебели, объединенных единым художественным решением, предназначенный для какой-либо цели (столовый, спальный, кабинет и т.д.).

ГАУПТВАХТА (нем. Hauptwache - главный караул, главная сторожка), первоначально (до 1884 г.) караульное помещение со специальной платформой для вывода караула. Позднее при этом помещении устраивались камеры для арестованных. Г. возводилась и как отдельно стоящее здание.

ГЕЙСОН, гейзон (гр. ^ew((f)ov - карниз, выступ), главный конструктивный элемент карниза (см.): выносная плита, сильно выступающая вперед, нависая над нижними элементами антаблемента (см.). Часто имея наклон наружу, предохранял расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. Верх плиты завершался водосточным желобом - симой.

ГЕКАТОМПЕДОН. См. наос.

ГЕКСАСТИЛЬ (лат. hexastylos), по Витрувию, тип древнегреческого храма с б колоннами на торцевом фасаде (см.).

ГЕНИИ (лат. genius - дух-хранитель " geno - gigno - рождать, производить на свет), применяемые для украшения стен рельефно изображенные летящие человеческие фигуры, по древнеримской мифологии, духи-покровители, чаще добрые, сопровождающие человека во всей его жизни и руководящие его действиями.

ГЕРМА (гр. epJua - подпорка, стойка, столб), четырехгранный столб со скульптурным изображением бюста или головы. В Др. Греции на таких столбах устанавливали изображения бога Гермеса (отсюда происходит и название). В домах и дворцах на поверхности столбов часто высекали изречения или загадки. Со временем как греки, так и римляне стали использовать изображения других богов, а также известных граждан и героев. Г. служили в качестве указателей на дорогах, межевых столбов на границах участков, ими украшали дома, улицы, рынки. Распространившись в античные времена как элемент паркового убранства, широко применялись в парках эпохи Возрождения и в более позднее время.

ГЕРООН, святилище в Др. Греции, посвящавшееся не богам, а обожествленным героям. Возле Г. строились гимнасий , одейон (см.) для музыкальных состязаний, площадки для игр. Ежегодно в честь героя происходили состязания атлетов. Здесь же часто устраивали погребения наиболее почитаемых граждан. Г. окружались рощей или парком с гротами, фонтанами, статуями, небольшими храмами, скамьями для отдыха и т.д., что впоследствии перешло в общественные парки. Г. получали обратную святилищам ориентацию, так как вход в здание должен был быть обращенным на запад, в сторону "царства теней".

ГЕРСА, железная (иногда деревянная) решетка в проездной башне крепости, выкованная из толстых железных прутьев, места пересечения которых иногда были укреплены кольцами. Г. прикрывала створы ворот и применялась для повышения обороноспособности воротных башен. Одна башня могла иметь две Г. Г. приводилась в движение воротом, установленным над входом. Для каждой Г. использовался свой ворот отдельном помещении, чтобы затруднить возможность захвата их неприятелем. Г. опускалась под действием своей массы по специальным пазам, снабженным аммортизационными швами для предохранения кладки от деформаций-при ударе.

ГЗИМС, гзымс (нем. Gesims - карниз). 1. Карниз. 2. Несколько обломов (см.), соединенных в одну архитектурную форму.

ГИМНАСИЙ (гр.- нагой, обученный, стройный), тип общественного (частного - в римских виллах в конце периода Республики) сооружения для различных физических упражнений, обозначавшихся общим названием "гимнастика", где завершали свое образование после палестры (см.) знатные афинские юноши. Кроме занятий гимнастикой, они под руководством философов обучались политике, философии, литературе и т.д. Состоящие из окруженных колоннадами (см.) дворов, Г. развивались в большие комплексы, включавшие и банную часть, обеспеченную водопроводом. Но в отличие от римских терм (см.) банные помещения были сопутствующими, а помещения для физических упражнений - основными элементами комплекса.

Большой перистиль (см.), служивший для игр и упражнений атлетов, с 3 сторон имел обычные портики (см.), а с южной стороны устраивался двойной, где располагался эфебий (см.) с банными помещениями по сторонам. В других портиках находились экседры (см.), а также ксист (см.) - место для занятий в зимнее время. Пол его покрывался плитками, середина заглублялась, а по обе стороны оставались возвышения для наблюдающих.

В Г. также устраивали стадий (см.) и озелененные участки для прогулок Влияние Г. сказалось на формировании рим. терм (см.) и поздний физкультурных сооружений.

ГИНЕКОНИТИД, гинеконитис, гинекей (гр. - предназначенный для женщин, женщина), в греч. доме - женская половина, находилась на 1 или 2 этаже дома. Вопрос о наличии Г. в греч. доме остается спорным.

ГИПЕТРОН, гипетр, ипетрон (лат. hypaethrum "гр.- под открытым небом). 1. Отверстие для освещения в крыше храма гипетрального (см.). 2. Окно или фрамуга в верхней части входной двери в храме.

ГИПОГЕЙ, ипогей (гр. hypogeios - подземный), в античных сооружениях подземное помещение, подземелье.

ГИПОКАУСТ (гр.- подземный), в римских термах (см.), а иногда и в частных домах завоеванных северных земель, отопительная система, представляющая собой подполье, откуда поступал горячий воздух по трубам, проложенным в полу и стенах для обогрева помещений.

ГИПОСТИЛЬ, гипостильный зал (гр. - колонна), обширное крытое помещение, потолок которого опирается на многочисленные часто поставленные колонны. Характерен для архитектуры Египта и Др. Востока.

ГИПОТРАХЕЛИЙ, гипотрахелион (гр.- шея), врезы под трахелионом (см.), отделяющие его от ствола колонны. Число их от 1 до 3, иногда 5.

ГИППОДАМОВ ГОРОД, характерная планировка регулярного города, приписываемая Аристотелем милетскому архитектору Гип-подаму. Гипподамова система планировки выполнялась афинским полисом при закладке новых городов и колоний. Основная черта Г.Г. - прямоугольная сеть улиц одинаковой ширины (от 4-5 до 7-8 м). Внутриквартальная планировка получила демократическую организацию: каждый дом имел примерно равную площадь. Часто выделяются две главные, взаимно перпендикулярные улицы несколько большей ширины, но архитектурно никак не выделенные. Общественные площади приобретают большей частью правильные очертания и окружаются храмами, портиками, общественными зданиями. Под общественные здания и под рынки отводят площадь, краткую стандартным размерам квартала.

ГИРЛЯНДА (ит. ghirlanda - венок), применяемое в декоративном убранстве изображение в виде листьев, цветов, плодов и т.п., перевитых лентами и сплетенные в полосы.

ГИРЬКА, архитектурная деталь в основном в виде декоративно обработанной опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Устраивалась в месте пересечения двух малых арочек (в проемах ворот, окон и т.п.), расположенных под общей большой аркой (см.). Г. подвешивалась на железном стержне, заделанном в кладку. В русской архитектуре известна с XVI- XVII вв.

ГЛАВА, главка, покрытие, расположенное над куполом (в основном в культовых постройках) и устраиваемое на световом или глухом барабане (см.). Первоначально Г. являлась конструктивным элементом, но со временем утратила это значение. Г. выполняется из различных материалов и разнообразной формы: в виде луковицы,,шлема, груши и т.п.

ГЛАЗОК, структурный центр волюты (см.).

ГЛИПТОТЕКА (гр-изваянный;- здесь - хранилище), музей скульптуры; собрание произведений скульптуры или глиптики (искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях).

ГНЕТ, в деревянной самцовой крыше с гнетами и огнивами конструктивный элемент в виде бревен на обоих скатах, укладываемых сверху для лучшей связи крыши с быками (см.). На фронтоне (см.) через доски-огнива (см.) они соединяются друг с другом в единую конструкцию.

ГОБЕЛЕН (фр. gobelin "соб.), вытканный вручную ковер-картина (а также драпировки, мебельные обивки и др.). Назван в честь известных в XV в. красильщиков Гобеленов (Gobelins). Правильно называть Г. только изделия этой мануфактуры. Другие художественные ткани, сходные с Г. по внешнему виду и технике исполнения, называются шпалерами и коврами.

Рисунки для Г. создавались художниками, а ткались из шерстяных и шелковых нитей на специальных ручных станках методом выборочного ткачества - отдельными участками, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью. Характерная особенность Г. - рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной, образуемая швами и нитями утка.

В XIX в. Г. стали называть шпалеры и даже машинное обивочное полотно (т.н. гобеленовые ткани).

ГОЛБЕЦ. 1. В деревянных избах устройство входа из внутреннего помещения в подклет (см.). Устраивается возле печи. Представляет собой как бы шкаф с дверью, ведущей на лестницу вниз, или длинный ящик вдоль боковой стенки печи, покрытый съемной крышкой, под которой находилась лестница. 2. Загородка или чулан между печью и палатями. 3. Припечье со ступеньками для всхода на печь и на полати.

ГОЛОСНИКИ, небольшие камеры или кувшины, заделанные в верхнюю часть стены, в пяты сводов и арок, заполняющие своды частично или сплошь и открытые внутрь помещения. Поглощают отраженный звук и улучшают акустические свойства помещения, способствуя ясности звука.

ГОНТ (польск. gont - дранка), небольшие (длина 50-60 см, ширина 9-11 см) дощечки, служащие кровельным материалом. Дощечки имеют клинообразное сечение. Тонкий край входит в паз толстой кромки соседней дощечки. Г. изготовляется как вручную (радиальный раскол древесины), так и с помощью машины (распиливание). Лучший Г. выполняется из ели, но применяется также прямослойная древесина сосны и осины. Средний срок службы кровли, покрытой Г., - 25-35 лет.

ГОРЕЛЬЕФ (фр. haut relief " haut - высокий и relief - выпуклая резьба), один из видов обработки поверхности, когда изображенные детали выступают над плоскостью более чем на половину своей толщины.

ГОРЕНКА, небольшое помещение; светелка; комнатка на чердаке.

ГОРНИЦА, в русской архитектуре - помещение, составлявшее "горний", т.е. верхний ярус жилой постройки. В старом городском быту - комната, обычно служившая для приема гостей. Освещалась красными окнами, размещавшимися по фасаду здания, и волоковыми в боковых стенах. Отапливалась Г. изразцовой печью. В северорусском крестьянском жилище - сруб, сенями связанный с избой и в летнее время служащий жильем. Г. также называется в других районах "чистая" половина избы, парадная летняя часть жилища, то же, что светлица (см.).

ГОРОД. 1. В Др. Руси укрепленное поселение, обнесенное стеной, в отличие от веси или села - неукрепленных деревень. В это понятие входит не только Г. в социально-экономическом значении этого слова, но и собственно крепость, укрепленная княжеская усадьба. Поселенья вне городских стен назывались загородьем, передгородьем, болонием. Со временем они обносились стенами и входили в состав города, уже имеющего ограды. Тогда бывшие наружные поселения получали название: окольный город, охабень, город кромный или кром, а внутренние - днешний град или детинец, позже Кремль. 2. Сами оборонительные стены (в летописях оплот, плот) и система укреплений.

Слово Г. в древности в основном значило земляную насыпь, вал вокруг жилья, впоследствии это же слово обозначало деревянные и каменные стены, вообще ограду.

ГОРОДИЩЕ, остатки древних городов или укреплений. Существует предположение, что Г. - место религиозных языческих отправлений. Характерные особенности Г. различных периодов истории: Г. дохристианского времени имеют круглый или эллиптический план и 2 выхода в противоположных сторонах его. Г. княжеского периода часто располагались на повышенном берегу реки, при этом с трех сторон они были окружены рекой, а с четвертой - рвами и валами. Г. времен огнестрельной техники имеют геометрически правильный план, чаще прямоугольный, с бастионами на углах (с сер. XVII в.).

ГОРОДКИ, декоративный элемент стены, обработка тесовой и лемеховой кровли и т.п. Представляет собой уступчатые пирамидки.

ГОРОДНЯ, звено деревянной срубной стены в древнерусских укреплениях. Представляет собой продольные бревна, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок "в обло". Стены состояли из отдельных, плотно приставленных друг к другу срубов. Конструкция Г. могла быть различна, звенья могли засыпаться землей, камнями.

ГОСТИНЫЙ ДВОР (гость - купец, гл. образом, иноземный). 1. Ряды лавок, торговых помещений и складов, объединенные крытыми галереями, а иногда и общей кровлей. 2. Торговое помещение, в котором в XIII-XVII вв. останавливались иноземные купцы (гости), там же они торговали. В XVI-XVII вв. представляет собой прямоугольную площадь, обнесенную каменными стенами с башнями на углах и над воротами. По внутренним сторонам стен устраивались торговые и складские помещения в 2-3 этажа. В XVIII в. с развитием внутреннего рынка Г.Д. изменили свое назначение. Здесь стали торговать купцы, Г.Д. теряет характер крепости. Площадь двора обстраивается 2- или 3-этажными магазинами, выходящими на внутренние и внешние стороны двора. С наружной стороны Г.Д. обносились аркадами или колоннадами (см.).

ГАРДИНА, койлон, в античном греч. театре - расположенные по уклону клинообразные группы рядов кресел, разделенные диазомами (см.), идущими параллельно орхестре (см.) и радиально расходящимися от нее ступенями.

ГРЕБЕНЬ, гребешок, вертикальное украшение из резной доски (в деревянных кровлях), листового железа, меди (в металлических покрытиях), расположенное вдоль конька (см.) кровли, по верху стены и т.п. Декоративное украшение каменного здания, часто встречающееся в архитектуре нарышкинского (или московского) барокко и представляющее собой замысловатую волнообразную деталь над завершением стены или окна.

ГРИДНИЦА, гриня, грыдня, в княжеских хоромах - обширный зал, служивший помещением для гридей (княжеской стражи, дружины). Предназначался также для пиров с дружиной, совещаний. В Г. иногда помещался княжеский трон. Г. была постоянно открыта и при князе, и без него. Г. - большое одноэтажное помещение, перекрытие которого поддерживалось столбами или колоннами (см.), хорошо освещенное. Г. являлась частью большой постройки,, иногда была отдельно стоящим строением.

ГРИЗАЙЛЬ (фр. grisaille " gris - серый), декоративная живопись, выполняемая в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого). Г. создает эффект рельефности изображения, вплоть до полной имитации скульптурного рельефа и поэтому применяется в росписях стен и перекрытий больших зал и других парадных помещений. Применяется с XVII в., особенно распространена в XVIII в. в росписях интерьеров классицизма.

ГРИФ УГЛОВОЙ, декоративно оформленная деталь базы (см.), отходящая от ствола колонны (см.) на 4 угла плинта (см.). Происхождение ведет из римской эпохи, характерна для средневековой архитектуры, и встречается вплоть до XIV в.

ГРИФОН (фр. griffon, лат. gryphus "гр.-гриф), изображение грифа в орнаменте (см.), живописи, скульптуре, по античной мифологии гриф - крылатый лев с орлиной головой (или львиной).

ГРОТ (фр. Grotte, ит. grotta), особый тип паркового сооружения - павильон, имитирующий естественный грот. Способы устройства Г. различны: он вырубается в скале, создается из крупных валунов, небольших камней или кирпича. Внутренняя поверхность в зависимости от замысла может иметь отделку из туфа, морских раковин и камней. В Г. обычно устанавливали скамьи из различного материала, проводили воду, ставили скульптуры и бюсты у входа. Г. в парке служит не только местом отдыха, но и элементом, создающим контраст между характерным затененным внутренним пространством и ярко освещенным наружным. Значительное распространение Г. получили в русском садово-парковом искусстве ХУЩ в.

ГРОТЕСК (фр. grotesque, ит. grotesco - причудливый " grotta - грот), вид орнамента (см.) из самостоятельных элементов, которые представляют мотивы из области искусства, природы, жизни. Растительный орнамент в нем чередуется с обрамленными картинами, медальонами, щитами. В Г. применяется штукатурная лепка одновременно с живописью. Орнамент обычно покрывает большие площади стен или потолки. Название Г. получили древнеримские лепные орнаменты, найденные в XV в. при раскопках подземных помещений (гротов) Золотого дома Нерона и других сооружений. Подобный вид орнамента применялся в эпоху Возрождения.

ГУЛЬБИЩЕ, открытый обход с перилами, окружающий здание обычно на уровне перекрытий подклета (см.). Встречается как в храмовой, так и в гражданской архитектуре.

ГУМНО, помещение, сарай для сжатого хлеба; крытая площадка для молотьбы, крытый ток.

ГУРТ (нем. Gurt - букв., пояс, подпруга). 1. Арка (см.) из тесаных камней клинчатой формы, которая укрепляет ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. С введением Г. упростился характер кладки, уменьшилась масса и возросла прочность сводов. Во французской готике Г. называется нервюрой (см.). 2. Профилированная горизонтальная тяга, членящая фасад здания

ГУСЕК, облом (см.), составленный из двух пересекающихся окружностей частями их дуг, вогнутый вверху и выпуклый внизу. Ему соответствует обратный Г., украшается пальметтами (см.). В карнизе служит завершающим обломом.

ГУТТЫ, см. капли.

 

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.