Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















П / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

ПАВИЛЬОН (фр. pavilion - домик, палатка " лат. papilio - бабочка). 1. Небольшая крытая постройка легкой конструкции, небольшого объема и различного назначения или большого объема для выставок, киносъемок, торговли. 2. Часть дворцово-паркового ансамбля (см.). 3. Часть большого здания, чаще всего увенчанная самостоятельной крышей.

ПАГОДА (порт. pagoda "санскрит, бхават, бхатавати - священный; кит. бао-та - буквально, башня сокровищ), название культового и мемориального буддийского сооружения в странах Дальнего Востока. В европейской архитектуре тип сооружения, применяемый в парковой архитектуре. П. обычно сооружаются нескольких видов: в виде павильонов или башен (часто многоярусных), обелисков (см.). Имеют квадратный, 6-, 8-, 12-угольный план.

ПАДДУГА, падуга, большая выкружка над карнизом (см.) внутреннего помещения, служащая переходом от стены к потолку.

ПАЗУХА СВОДА, пространство между наружными поверхностями смежных сводов (см.) или сводом и стеной. См. запалубка.

ПАЛАС (лат. palatium - дворец), в средние века дворцы феодальных замков. В начале XIII в. - двухэтажное здание с сурового вида фасадом, включенным в кольцо крепостных стен. Здание полукрепостного и вместе с тем парадного характера.

ПАЛАТА ЗАСТОЛЬНАЯ, в русской архитектуре - столовая.

ПАЛАТКА, тип кровли в 4 ската, сходящихся в вершине в острую верхушку пирамиды над прямоугольным в плане помещением.

ПАЛАТЫ (лат. palatium - дворец, чертог). 1. В средневековой русской архитектуре богатые жилые каменные или деревянные постройки с большим количеством помещений. С XV в. - каменные здания в 2-3 и более этажей. В нижних этажах располагались различные службы, в верхних - жилые помещения. 2. Помещение во дворце типа зала с центральным столпом (см.), поддерживающим своды. Позднее бесстолпные квадратные или прямоугольные в плане. 3. Помещения в больнице, а также больничные здания в монастырях (см.) с пристроенной к ним церковью.

ПАЛАЦЦО (ит. palazzo " лат. palatium - дворец, название происходит от Палатинского холма, где строили свои дворцы древнеримские императоры), тип городского дворца-особняка (см.), "характерный для итальянского Возрождения. Классический П. - 3-, реже 2- и 4-этажное здание. Внутри расположен дворик, окруженный колоннадой (см.). На 1 этаже находятся служебные помещения, на 2 - парадные, на 3 - жилые. В ранних П. сохранились черты средневекового замка.

ПАЛЕСТРА (гр.- бороться), в Древней Греции школа физического воспитания для мальчиков 13-15 лет. Здание представляет собой группу залов, портиков (см.), площадок, бассейнов и т.д., где юноши занимались физическими упражнениями и слушали лекции и беседы философов. Имелась банная часть. П. входили в состав гимнасия (см.), позже как специальные школы борьбы часто учреждались отдельно и служили, главным образом, для упражнений молодежи. П. принадлежали частным лицам позднее преимущественно государству.

ПАЛЬМЕТТА (фр. palmette, palrne - пальмовая ветвь), скульптурный или живописный орнамент (см.) в виде стилизованных веерообразных листьев с нечетным числом симметрично расположенных частей. В архитектуре Древнего Востока, античности и последующих эпох П. использовалась как часть декора. Разновидности П. весьма отличаются друг от друга.

ПАМЯТНИКИ ХОРАГИЧЕСКИЕ (гр. Хорею - хороводная пляска, хоровод), в Древних Афинах - небольшие сооружения с установленными на них треножниками, принесенными в дар божеству. Памятники имели право устанавливать за свой счет хорегии (управители хоров), чьи хоры побеждали в музыкальных соревнованиях. У подножия акрополя (см.) существовала целая улица таких монументов.

ПАНДУС (фр. a'pehte douce - пологий склон, спуск), наклонная поверхность (обычно до 13-14°), прямоугольная или криволинейная в плане. П. устраивают в промышленных зданиях, гаражах, подземных переходах, общественных зданиях и т.д. В особняках (см.) П. служит для въезда экипажей или автомобилей к расположенному над цоколем (см.) парадному входу, в гаражах - для подъема автомобилей на верхние этажи. В отдельных случаях П. устраивается вместо лестницы внутри и снаружи здания.

ПАНЕЛЬ (нем. Paneel; англ. panel, вероятно, лат. pannulus, уменьшит. pannus - кусок ткани). 1. Отделка нижней части стен помещения, отличная от отделки всей стены. 2. То же, что тротуар - дорожка для пешеходов по краям улицы. 3. Строительный элемент.

ПАНИКАДИЛО, хорос (гр.- приставка, означающая множество и свеча), большие подвесные люстры (см.) в церквях (или большой подсвечник для установки более 12 свечей, стоящий перед иконами), подвешивающиеся на цепях в центре купольного свода или консольно к стене барабана (см.). П. известны с X-XII вв. Выполнялись из металла, свечи накалывались на острые шипы. Украшались знаками солнца и птицами - покровительницами света. П. применялись также для освещения парадных помещений княжеских палат. Широко распространенные в XVII в., П. затем использовались сравнительно редко из-за ограниченной высоты помещений, из-за живописных плафонов, мешавших их подвеске.

ПАННО (фр. panneau - плоскость, филенка, полотнище, лат. pannus - кусок ткани), обрамленная лепной рамой, лентой орнамента (см.) и т.п. часть поверхности стены или потолка, заполненная живописью, рельефом, тканью и т.п.

ПАНТЕОН (гр.- бог). 1. У др. римлян - храм, посвященный всем богам. 2. Монументальное здание, где хранятся останки выдающихся деятелей, усыпальница.

ПАПЕРТЬ, в русской каменной и деревянной архитектуре крыльцо, иногда крытое или крытое и обнесенное стенами, разраставшееся в целую галерею (см.), опоясывавшую храм с тех сторон (кроме восточной). В деревянном храме покоится обычно не на столбах, врытых в землю, а на особой конструкции, выходившей из стен самого здания.

ПАРАПЕТ (фр. parapet ит. parapetto - перила parare -защищать и petto - грудь). 1. Невысокая ограда вдоль чего-либо, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост (см.) и т.д. 2. Каменная стенка высотой около 1,4 м, игравшая роль бруствера (см.) на крепостных стенах. Иногда ее называют брустверной стенкой.

ПАРАСКЕНИЙ, в греческом театре - выступающие вперед небольшие крылья по обеим сторонам здания скены (см.). Выступая вперед, П. обрамляли скену, улучшали акустику, усиливали резонанс. П. появились в афинском театре около сер. V в. до н.э. Во 2 пол. V в. строились двух -, а в эпоху эллинизма и трехэтажные П. В V-IV вв. до н.э. П., как и проскений (см.), служил фоном для игры актеров, помогал обозначению места действия. Возможно, что П. использовались также для хранения декораций, костюмов, театрального имущества. Существовали различные типы П.: закрытые, в виде лоджии с колоннадой (см.). Вместе с тем ряд театров этого времени вовсе не имел П. Они особенно характерны для театров метрополии и западных колоний. В эпоху эллинизма П. начинают исчезать.

ПАРАСТАЗА (гр.- колоннада, портик), часть стены в виде ряда столбов или колонн (см.), открывающих вход во внутренний дворик древнегреческого дома.

ПАРК [фр. pare; нем. Park; англ. park " позднелат. parcus (parricus) - отгороженное место], земельный участок с естественной или специально посаженной (или дополняющей друг друга) растительностью, аллеями, водоемами, с различным оборудованием. Наиболее ранние декоративные садовые насаждения, известные по письменным источникам, были созданы в храмовых комплексах Ментухотепов (2160-2000 гг. до н.э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н.э.) в Древнем Египте на берегу Нила. Растения высаживались на террасах (см.) храмов в грунт или привозились в отдельных кадках и расставлялись по ранее подготовленному плану. Центром композиции обычно был бассейн прямоугольных очертаний. В Фивах наряду с храмовым садоводством возникли сады в виллах (см.) знати с расположением растений по строгой, геометрически правильной планировке. Главное здание помещалось по оси сада, и вся территория обносилась высокой стеной.

Известны парки Ассирии и Вавилона в более раннее время (VIII-VI вв.до н.э.) с искусственными холмами и террасами, с редкими растениями, птицами, зверями, рыбами. В Древней Греции (VI-IV вв. до н.э.) устраивались парки и другого характера: для спортивных состязаний, бесед философов (в священных рощах героев - героонах), парки для развлечений и отдыха. Рим. парки тесно связаны с архитектурой, имеют парадную ось, завершающуюся главным домом, украшены фонтанами, мраморными скульптурами, террасами, каскадами, партерами (см.) и цветниками. По внутренней организации П. различают регулярные и ландшафтные.

ПАРК АНГЛИЙСКИЙ, один из видов ландшафтного парка. Представляет собой продолговатый, неправильной формы участок, главные элементы которого - река, извилистое озеро или большой пруд, зеленые луга на слегка волнистой (часто искусственно всхолмленной) почве и тенистые группы деревьев. Перспектива относительно ограничена. Водные потоки текут по естественным руслам, им же следуют дорожки парка, неожиданно открывая эффектные виды. Устраиваются водопады. Особое внимание уделяется раскрытию живописного вида на выделяющиеся части ландшафта с мест, служащих для отдыха. В глубине островов располагаются как бы случайно выстроенные беседки, павильоны, храмы, поросшие плющом руины (см.).

В Европе пейзажные парки начали распространяться с XVIII в., прежде всего в Англии, где им благоприятствовали природные условия. Отсюда и произошло название П.А. В России П.А. начали создаваться при Екатерине П, главным образом, с конца 70-х гг. XVIII в. при строительстве дворцовых и помещичьих усадеб.

ПАРК ГОЛЛАНДСКИЙ, один из видов регулярного парка. Площадь сада делится на прямолинейные геометрические поля со скромными фонтанами, гротами (см.), крытыми аллеями, а отчасти и скульптурами и небольшими архитектурными сооружениями. Однако из-за отказа от больших групп деревьев в пользу цветочных газонов и наличию широкой открытой поверхности в П. Г. создавалось впечатление пустоты. По силе воздействия уступает фр. барочным садам, выражающим единую художественную идею. Несмотря на это, стиль П.Г. был широко распространен за пределами страны. В России новые петровские сады устраивали не по французской манере, господствовавшей тогда в Европе, а по голландской - без радиальных аллей, по квадратной схеме, со стрижеными шпалерами, с асимметричным расположением дворца (см.) в саду.

ПАРК ИТАЛЬЯНСКИЙ, в эпоху Возрождения - регулярный сад с использованием рельефа местности. Характерная особенность - комплексное решение с архитектурой вилл (см.), расположенных на верхних площадках холмов. На склонах холмов устраивались лестницы, пандусы, подпорные стенки, балюстрады, каскады, фонтаны (см.), бассейны, а в нижней части парков - цветочные ковры. Парки украшались многочисленными мраморными скульптурами на мифологические темы. Горизонтальные перспективы вдоль склонов часто заканчивались зелеными театрами в виде стен с нишами из стриженых деревьев и мраморной скульптурой. Там проходили сценические представления. Перспектива, открывающаяся поперек холма, как правило, совпадала с центральной осью всей композиции и завершалась главным сооружением виллы. П.И. планировали по принципу правильных геометрических форм. К концу XVI в., в период барокко, их планировочная система усложнилась. Наряду с прямоугольными пересечениями появились диагональные аллеи. Скульптурная композиция фонтанов и каскадов стала более усложненной с введением архитектурных форм. Узор партерных цветников приобрел изощренный рисунок.

Искусство П.И. оказало большое влияние на садово-парковое искусство Франции. Однако иные климатические условия, другие виды растений и более равнинный ландшафт определили особую стилевую характеристику садов и парков Франции.

ПАРК ЛАНДШАФТНЫЙ (пейзажный), П., напоминающий естественную природу - с оврагами, лужайками, речками. Обычно подчиняется рельефу местности.

ПАРК РЕГУЛЯРНЫЙ, П., имеющий геометрически правильную планировку аллей, цветников, бассейнов. Деревья и кустарники часто подстригают.

ПАРК ФРАНЦУЗСКИЙ, один из видов регулярного П. Продолжает и развивает тип итальянского парка, основные принципы которого заложены еще в XVI в. Ренессансом. Прямые линии аллей рассчитаны на перспективное воздействие. Водоемы правильных форм и дороги расположены по прямым линиям. Аллеи обсажены подстриженными деревьями, перекрыты сводами из зелени, открывают виды на скульптуры, гроты (см.), архитектурно-декоративные постройки. Вся площадь сада находилась в непосредственной связи с архитектурой дворцовой постройки.

ПАРКЕТ (фр. parquet). 1. Первоначально П. - маленький парк во Франции. 2. В XIV-XVII вв. П. -огражденная для аудиенции часть зала с ковром на полу. В XVII в. место ковра занял настил из брусков дерева (обычно ценных пород). 3. Материал в виде небольших древесных строганых планок (клепок) для покрытия полов. 4. Деревянное покрытие пола. Виды П.: штучный, мозаичный, щитовой. Художественный П. - из древесины твердых и ценных пород.

ПАРОДЫ, парод (гр.- проход, переход), в греческом театре 2 прохода на орхестру, отделяющие здание скены (см.) от аналемм (подпорных стенок театрона). Служили зрителям проходом к местам и для выхода на орхестру хора и 3 актеров, которые по смыслу действия не могли выходить из скены. В древнеримском театре (где здание скены и места для зрителей были соединены) П. превратились в крытые сводчатые проходы.

ПАРТЕР (фр. parterre " par - по, поверху и terre - земля). 1. В театрах XVI-XVII вв. - стоячие места перед сценой. 2. Часть зала перед сценой с рядами мест, параллельными сцене, обычно с повышением пола. 3. Открытая часть сада, парка, расположенная на плоской местности, без древесных насаждений, украшенная газонами, цветниками, бассейнами, фонтанами, скульптурой и т.п., расставленными в определенном порядке. В регулярном парке П. разделен на участки правильной формы с узорами из стриженого букса, цветных песков, толченого кирпича, угля и др., в пейзажном парке П. имеет вид лужаек. П. устраивают также на городских площадях перед общественными зданиями или памятниками.

ПАРТЕР ВОДНЫЙ - обширный парковый бассейн с низким (в уровень с землей) каменным обрамлением.

ПАРУС, конструкция, обеспечивающая переход от прямоугольного основания к купольному покрытию. Конструктивно различают П.: 1) балочно-консольные (балочный, ступенчато-нишевый, консольный, сталактитовый, ступенчато-консольный); 2) арочно-сводчатые, в т.ч. воронкообразный или тромп (древний сасанидский, простой средневековый, ступенчатый), конховый, сферический (пандатиф), арочный, ступенчато-арочный (перспективный), арочно-сводчатый, сетчато-гуртовый. Применяются в архитектуре различных стран.

ПАССАЖ (фр. passage - буквально, проход, переход позднелат. passagium), тип торгового (реже конторского) здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным покрытием. П. начали строиться преимущественно в Европе во 2 пол. XIX в.

ПАСТАДА (гр.- помещение, раскрытое в одну сторону, портик). 1. Промежуточное пространство между комнатами жилого древнегреческого дома и его внутренним двориком, раскрытое в сторону дворика. Часто вытянуто во всю ширину дома, образуя крытый проход или портик (см.), в этом случае его концы соответствовали крыльям (alae) италийского жилого дома атриумного типа. П., таким образом, предшествовала перистилю (см.), часто непосредственно примыкала к наружной стене дома. Устраивалась так, чтобы создать тень летом и сохранить тепло от низко стоящего солнца зимой. 2. Раскрытое с одной стороны помещение, портик.

ПАТИО, пацио (исп. patio), внутренний двор жилого дома.

"ПАХТА", рубка "пахтой", способ рубки срубов аналогично способу "а режь", но с заполнением промежутков между венцами (см.) тонкими жердями.

ПЕНДАНТИФ, пендантив, пендентив (-ф), пандантиф (-ф) (фр. pendentif), см. парус.

ПЕНТАСТИЛЬ (гр.- пять и колонна), здание, с портиком из 5 колонн на торцовом фасаде (см.).

ПЕРГОЛА (ит. pergola " лат. pergula - пристройка, навес), беседка или сооружение, состоящее из поставленных друг за другом арок (см.) или парных столбов, связанных поверху между собой деревянной обрешеткой, или из других легких конструкций и обсаженное вьющимися растениями. П. размещают вдоль дорожек парков и садов, используют для затенения и в декоративных целях. П. являлись акцентами в террасных садах XVI в. и регулярных парках XVII-XVIII вв.

ПЕРЕДНЯЯ, помещение в жилом доме, расположенное у главного входа в квартиру, непосредственно или коридором соединенное с жилыми комнатами.

ПЕРЕКРЫТИЕ, конструкция, служащая для ограждения сверху пространства, имеющего стены или столбы, а также какого-либо проема. Может быть балочное или арочное (сводчатое).

ПЕРЕМЫЧКА. 1. Горизонтальное перекрытие проема (оконного, дверного), сложенное наподобие арки (см.) из ряда каменных клиньев. 2. Брусок из какого-либо материала, перекрывающий проем.

ПЕРЕРУБ. 1. Внутренняя бревенчатая стена, перегородка, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпусками концов. 2. Балка, брус.

ПЕРИАКТЫ (гр.- вращающийся). 1. Помещения для декораций в древнегреческом театре. 2. Трехгранные призмы, размещаемые по обе стороны скены (см.) и имеющие с ней одинаковую высоту. На каждой из сторон были нарисованы особые декорации (пинаки). П. могли поворачиваться вокруг своей оси, т.е. служили боковыми декорациями, сменявшимися в зависимости от сюжета пьесы. Вероятно, их появление относится к эпохе эллинизма.

ПЕРИБОЛ, перивол, священное место вокруг храма или другого здания, обнесенное оградой и украшенное портиками, статуями, монументами (см.). Там же ставился жертвенник.

ПЕРИПТЕР (гр. - оперенный со всех сторон, вокруг и перо), тип здания и древнегреческого храма, прямоугольного в плане, с 4 сторон обрамленного колоннадой (см.). Расстояние колоннады до стен наоса равно 1 интерко-лумнию (см.). Периптеральный храм обычно состоял из пронаоса и наоса (целлы), позади наоса часто устраивали опистодом или адитон (см.). П. сложился к нач. VII в. до н.э. и был наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. По типу П. строились здания в России и Западной Европе архитекторами классицизма.

ПЕРИСТАС, перистасис (гр. - вокруг и стоящие), колоннада (см.), окружающая храм в Древней Греции (но не перистиль). То же, птерон (см.).

ПЕРИСТИЛЬ (гр.- окруженный колоннами вокруг и колонна), прямоугольный двор, площадь, зал, окруженный с 4 сторон крытой колоннадой (см.). Римские П. не были замощены, они являлись садом или даже огородом, куском природы, окруженной портиками (см.) чаще всего одноярусными. Греч. П. отличались деталями ордера (см.), они имели характер стесненных, окруженных двухъярусными портиками двориков городского типа с замощенным полом и небольшим бассейном. П. известен с IV в. до н.э. как часть жилых и общественных зданий. Широко были распространены в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.

ПЕРСИ, перши (древнерусские - грудь человека, коня), земляной склон крепостного холма, повышенный с помощью вала. Сооружали П., отрезая мыс какого-либо плато рвом и отсыпая вал около этого рва (без бермы). Позднее П. иногда облицовывали прикладками и они приобретали вид каменных стен. П. одинаковой высоты вместе со стеной, представляли один открытый оборонительный рубеж. С появлением артиллерии П. - крепостные башни (см.) большей площади и с большим фронтальным выступом вперед. На башнях устанавливали артиллерию для фронтальной обороны подступов к ограде и для фланкирования рва. Вскоре они были заменены постройками прямоугольной формы, которые в России назывались раскатами, в Западной Европе - бастионами (см.) и которые в XVI-XVII вв. получили повсеместное распространение и применялись вплоть до сер. XIX в.

ПЕЧУРА, камора, древнерусское название пушечных казематов (по аналогии с русской печью) в толще крепостных стен. Камера имела бойницу (см.) и предназначалась для стрельбы из арбалета, а позже, с конца XIV в., из пушек. В начале XVI в. П. стали снабжать специальными камерами, через которые удалялся пороховой дым, что увеличивало скорострельность пушек и точность наводки. Располагались П. на расстоянии около 10 м друг от друга и были шириной 3,5 м, высотой до 2,5 м.

ПЕШТАК, пиштак, портал, имеющий вид вертикально вытянутого прямоугольника, прорезанного большой нишей стрельчатого очертания, в которой располагался вход. Нередко значительно превосходит здание по высоте. Богато декорируется (резной терракотой, майоликой). Характерен для средневековых общественных и культовых зданий Ближнего и Среднего Востока.

ПИКНОСТИЛЬ (гр.), вид древнегреческого храма с колоннами, имеющими интерколумний, равный 1,5 нижнего диаметра колонн (см.). Неудобен тесной расстановкой колонн, которые закрывают двери и образуют вокруг храма тесный проход.

ПИЛОН (ит. pilone - столб, гр.- в основном, ворота, портал). 1. Башнеобразное сооружение в форме усеченной пирамиды, имеющей в плане вытянутый прямоугольник. Сооружались по обеим сторонам узкого входа в храм в Древнем Египте. 2. Столбы большого сечения, поддерживающие своды (см.) или плоские перекрытия. 3. Массивные невысокие столбы, каким-либо образом декорированные, стоящие по сторонам портала (см.) здания, въезда на территорию дворцов, парков и т.п. Характерны в архитектуре классицизма.

ПИЛОТИ (фр. pilotis - свайное основание, фундаментная свая). 1. Столбы, поддерживающие основной объем здания, приподнятого над уровнем земли, 1 этаж которого используется частично только для коммуникаций. 2. Международное обозначение здания на, столбах.

ПИЛЯСТР, пилястра (фр. pilastre ит. pilastro лат. pila - столб), плоский вертикальный выступ (прямоугольный в плане) в стене. В ордерной архитектуре повторяет все части и пропорции колонны, но лишен энтазиса (см.). Может быть как декоративным, так и конструктивным элементом, устраиваемым для усиления стены.

ПИНАКЛИ, фиалы (фр. pinacle, лат. pinnaculum - заостренный верх крыши здания), остроконечные башенки над контрфорсами (см.) и некоторыми другими частями позднероманских и готических церквей. Украшались краббами и увенчивались крестоцветом (см.). П. предположительно несли не только декоративную, но и конструктивную функцию, нагружая пяту аркбутана в месте примыкания его к контрфорсу (см.).

ПИНАКОТЕКА (фр. pinacotheque - картинная галерея гр.- доска, картина и хранилище), у древних греков - помещение, в котором хранились произведения живописи. Так называются и некоторые картинные галереи, основанные в XIX в.

ПИРГОС (гр. pyrgos), городская башня (см.) древнегреческого города.

ПИРОН (гр.), короткий металлический стержень (реже каменный или деревянный), скрепляющий блоки каменной кладки по высоте. П. укладывались в специальные пазы, после чего в верхнем камне заливались свинцом. Блок с П. опускался на нижний ряд блоков и через специальный желобок П. заливались свинцом в нижней части. Наиболее распространен этот способ крепления в Древнем Риме.

ПИСЦИНА (лат. piscine - бассейн для купания, piscis - рыба), большой бассейн для плавания и купания в римских термах (см.). Также небольшой водоем для других целей.

ПЛАКЕТКА (фр. plaquette, уменьшит. plaque - пластинка, дощечка), пластинка обычной прямоугольной или близкой к прямоугольной формы (из металла, керамики и др.) с рельефным изображением, украшавшая мебель, бытовые предметы и т.д.

"ПЛАМЕНЕЮЩИЕ" УКРАШЕНИЯ, см. украшения пламенеющие.

ПЛАТЕЙЯ (гр.- широкий), главная, парадная колоннадная улица эллинистического города.

ПЛАФОН (фр. plafond - потолок). 1. Любое (плоское или сводчатое, купольное) перекрытие какого-либо помещения. В широком смысле слова - потолок, украшенный живописным или лепным орнаментом, (см.), изображением или архитектурно-декоративными мотивами. 2. Роспись на потолке, своде, куполе (см.), выполненная по штукатурке или на прикрепленном к потолку холсте в технике мозаики или другим способом. 3. Осветительная арматура электрического светильника, устанавливаемая на потолке или реже на стене. То же - софит (см.).

ПЛАЦ, плацпарады (нем. PLatz). 1. Площадь, площадка. 2. Площадь для парадов, смотров, военных строевых занятий, устраиваемая иногда помимо главных городских площадей.

ПЛЕТЕНКА, живописный или рельефный орнамент (см.) в виде ленточных плетений, часто применяется для украшения валов на базах и цоколях (см.).

ПЛИНТ (гр.- плитка). 1. Квадратная плита - нижняя часть базы колонны (см.) или столба. 2. Тяга, идущая по низу стены и прикрывающая стык стены и пола в помещении, В этом значении более употребима другая его форма - плинтус (см.).

ПЛИНТУС (гр.- плита, плитка, кирпич), деревянный профилированный брусок, идущий вдоль стены помещений, закрывающий щель между стеной и полом. Иногда П. является также элементом архитектурного оформления помещения.

ПЛЙНФА (гр.- плитка, кирпич), широкий и плоский обожженный кирпич. Имеет форму, близкую к квадрату (в среднем 40х30х3,5 см). Связующим веществом служил цемяночный раствор, ширина которого равнялась ширине кирпича. П. появилась из византийской архитектуры. Но в постройках Киевской Руси уже с Х в. полосы раствора были в 3 раза шире рядов кирпича. Так как ряды П. через 1 ряд углублялись внутрь стены для создания перевязки швов, а наружная пустота закрывалась раствором, отсюда тройная толщина швов и полосатость стен. В Византии кладка П. со скрытыми швами появилась только в конце XI в.

ПЛОЩАДЬ, открытое, архитектурно организованное, обрамленное зданиями, зелеными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств. П. имеют правильную форму и различные сложные очертания. В некоторых случаях П. предшествует аванплощадь.

В современном градостроительстве городские П. делятся на два типа: транспортные и пешеходные. Транспортные имеют специализированное назначение: вокзальные, предзаводские, перед стадионами и т.д. Могут иметь несколько ярусов (на поверхности, подземные и надземные). Пешеходные П. - театральные, торговые, мемориальные, соборные. Главные П. - парадный, представительный центр города, на них сосредотачивались здания административного и общественного назначения, проходили военные парады (которые могли быть и на специальных площадях - плацпарадах, см.). Ранее П. использовались и для оглашения государственных актов. П. различного назначения могли иметь озеленение в центральной части и по периметру. В садово-парковых П. партерная часть обычно сочетается с деревьями и кустарниками, кроны которых могут иметь естественную или геометрическую форму.

ПОВАЛ, расширение верхней части сруба путем постепенного напуска венцов (см.). Служит основанием шатровых и скатных крыш, позволяет увеличить вынос кровли (см.).

ПОВАЛУША, башнеобразный, большой (обычно на подклете, иногда двухъярусном) сруб под отдельной крышей в хоромах (см.) и больших жилых деревянных домах Древней Руси. П. входила в состав приемных помещений.

ПОВАЛЫ-КРОНШТЕЙНЫ, выпуски 2-3 верхних бревен продольных стен, выходящих на торцовый фасад (см.). Служат для поддержки большого свеса крыши над торцом. Наиболее распространенная форма П. - треугольная, образованная постепенно нависающими друг над другом бревнами, стесанными с обоих сторон на 1/3 диаметра. П.-К. обычно декоративно обрабатываются. Изредка устраивают П.-К. на выпусках поперечных стен, что дает возможность устройства большого свеса крыши на продольных стенах. В этом случае П.-К. на фронтоне (см.) нет и свес крыши по торцовому фасаду незначителен.

ПОВИТЬ, поветь, сеновал в деревянных домах, верхняя часть хозяйственной половины, где складывали сено. П. располагается над большим крытым двором с хлевами вдоль стен. На П. во всех домах ведет взвоз.

ПОДВЕСКА, в позднеготической архитектуре - продолговатой формы камень, выступающий из внутренней поверхности свода (см.), в кладку которого он заделан верхним концом. Выступающая часть П. обычно обрабатывалась декоративно. Могла иметь отверстие в середине, которое позволяло подвешивать люстры или праздничные украшения. Обычно П. являлся замок арки (см.), свода.

ПОДВОЛОКА, подволок. 1. Нижний слой деревянного междуэтажного или чердачного перекрытия, выполнявшийся обычно из теса. Потолок. 2. Чердак (см.).

ПОДДАШЬЕ, в укр. народном зодчестве - вынос крыши крыши на кронштейнах или колоннах (см.), который опоясывает стены на высоте 1,8-2,5 м от земли, защищая нижнюю часть здания от атмосферных осадков (в каменных и деревянных зданиях).

ПОДЗОР, декоративные деревянные (при деревянных кровлях) доски с глухой или сквозной резьбой или металлические (при металлических кровлях) полосы с прорезным узором, вертикально свисающие под скатом кровли (см.). П. украшали крыльцо и лавки.

ПОДИЗБИЦЫ, см. подклет.

ПОДИЙ, подиум (лат. podium, уменьшительно - нога, основание). 1. Высокая, обычно прямоугольная платформа, подножие с лестницей с одной (торцевой) стороны и отвесными другими сторонами. На П. возводились античные, преимущественно этрусские и римских храмы. 2. Стена вокруг арены (см.) античного цирка или амфитеатра, отделяющая арену от мест для зрителей. 3. Подножие императорской ложи.

ПОДКЛЕТ, подклеть, подизбица, нижний этаж деревянного или каменного дома. С внешней стороны ничем не выделяется. В жилых домах служит для хранения продуктов и хозяйственных вещей, реже для зимовки скота. В церквах употребляется для хранения имущества церкви (иногда прихожан), для усыпальниц или "теплых" зимних церквей. В России с кон. XVII в. строили деревянные дома на каменных П.

"ПОД КОЛОКОЛА", традиционный тип русской церкви, завершающийся вышкой-звонницей с открытыми проемами. В монастырских крепостях одновременно служила и дозорной башней (см.).

ПОДКУРЯТНИК, верхние венцы сруба продольной стены деревянного дома, находящиеся под курицами (см.).

ПОДОКОННИК, деталь нижней части внутреннего обрамления оконного проема. П. обычно представляет собой доску (плиту), укладываемую на уровне нижнего бруса оконной коробки. Доска несколько выступает внутрь помещения. Иногда внизу выбирается слезник. Выполняется из различных материалов.

ПОДОПАСАНИЕ, сруб деревянной церкви ниже поддашья (см.).

ПОДПОЛОСТЬ, полудужье свода (арки), часть дуги свода, арки от пяты до замка (см.).

ПОДПЯТНИКИ, приспособление, устанавливаемое в гнездах в полу и притолоке (см.) двери (окна), в отверстие которого входили '' пятники" -металлические или деревянные стержни, служащие для вращения дверей, окон. П. располагались под нижним и над верхним углом створки.

ПОДПЯТНЫЙ КАМЕНЬ арки, свода, камень, находящийся под опорной частью арки, свода. См. пята, импост.

ПОДТЕСОК, нижний ряд кровельных досок. Доски могли прибиваться коваными гвоздями к слегам (см.).

ПОДУШКА. 1. Боковая сторона ионической волюты - балюстра (см.) 2. См. эхин.

ПОКРЫТИЕ, верхнее ограждение здания, защищающее от атмосферных воздействий. Состоит из несущих и ограждающих элементов или совмещает эти функции.

ПОЛАТИ. 1. Хоры в русской церкви. Первоначально предназначались для князя и его свиты. 2. Настил из досок, расположенный на высоте человеческого роста, чаще всего над входом в избу, между печью и боковой стеной. Место для сна, отчасти для складывания вещей (верхней одежды). Конструктивное устройство П. различно. Обычно П. устраивают и закрепляют в углу двух пересекающихся стен. Свободный конец П. закрепляется на вертикальной подвеске из бруса, заделанного одним концом в матицу (см.). Часто П. устраивают на прогоне - брусе, одним концом врубленным в стену, другим - закрепленным в стойку, которая является в свою очередь поддержкой для угла русской печи.

ПОЛИС (гр. - город-государство Древней Греции, местожительство и организация одной общины, жившей автономно и в хозяйственном и в политическом отношении. Состоял из самого города и прилегающих к нему, обычно небольших территорий. П. имел совет, выбираемый гражданами всего города, свое, утвержденное общим собранием законодательство, городские земли и финансы. Если эти требования не удовлетворялись, то поселение считалось комой, т.е. деревней. П. возник в Др. Греции в VIII-VI вв. до н.э.

ПОЛИЦА, нижняя меньшая пологая часть крутой двускатной или шатровой крыши (см.). Образуется переломом скатов. Поддерживается расширением нижней части сруба - повалом (см.). Отводит воду на большое расстояние от стен.

ПОЛКА, облом (см.) в виде вытянутого широкого выступа, имеющий в сечении прямоугольный или трапециевидный профиль.

ПОЛОТЕНЦЕ, кисть, ветреница, короткая вертикальная доска на стыке 2 причелин, реже в другом месте причелины, богато украшенная сквозной резьбой. В рисунке резьбы встречается символ солнца, известный с языческих времен.

ПОЛОЧКА, облом (см.) в виде узкого гладкого выступа, в поперечном сечении прямоугольный или трапециевидный, выступающий из плоскости стены не меньше, чем на величину своей ширины. Переход от П. к плоскости стены делается посредством закругления в 1/4 окружности, центр которой лежит на продолжении прямой очертания П. Обычно сочетается с другим обломом или разделяет, окаймляет более крупные обломы.

ПОЛУАКРОТЕРИЙ (гр.- крайняя, выдающаяся часть), скульптурное украшение на нижних углах фронтона (см.) античного здания. Представляет собой орнамент, как бы перегнутый по своей вертикальной оси пополам под прямым углом и выходящий одинаковым рисунком на оба фасада (см.).

ПОЛУВА'ЛЬМА, не доходящий до карниза (см.), т.е. имеющий неполную длину торцовый скат крыши треугольной или трапециевидной формы.

ПОЛУЗАКОМА'РЫ, завершение наружного прясла стены, воспроизводящее на фасаде очертание сводов (см.) угловых помещений, перекрытых, половинками цилиндрических сводов.

ПОЛУКОЛОННА, колонна, выступающая из стены приблизительно на 1 / 2 своего диаметра. Может быть декоративной или несущей (см. колонна служебная).

ПОЛУКУПОЛ, конха, свод, имеющий вид половины купола (разрезанного вертикальной плоскостью пополам).

ПОЛУРОЗЕТКА (фр. rosette - буквально- розочка), орнамент (см.) в виде половинок раскрытых стилизованных цветов, которые могли быть обращены друг к другу и разделены каким-либо орнаментом.

ПОМЕРИУМ (лат. pomerium - граница, рубеж, post - позади и moerus = murus - городская стена), священная полоса свободного пространства по обе стороны городской стены (преимущественно с внешней), на которой возводились стены города. Бороздилась бронзовым плугом. Жители внутри П. пользовались особыми привилегиями - обычай этруссков, заимствованный римлянами.

ПОРЕБРИК, прием орнаментальной кирпичной (иногда и каменной) кладки, выполняемой путем установки кирпича на ребре или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены. В русской архитектуре распространен с XII в.

ПОРЕЗКА, рельефный орнамент на обломах (см.), может быть глубоким, но при этом не должен искажать профиль облома.

ПОРТАЛ (нем. PORTAL лат. porta - вход, ворота), архитектурно оформленный проем, чаще всего, вход в здание. Для зодчества Древнего Египта и античности характерны П. простые по убранству, с плоскими перемычками, Месопотамии - арочные. Ближнего и Среднего Востока - П.-пештаки (см.). В романской, готической и древнерусской архитектуре с XI в. распространялись П. перспективные (см.), в архитектуре Ренессанса и барокко в отделке П. применялся ордер. I

ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ, ниша двери, окна, образованная в толще стены последовательно сужающимися и понижающимися внутрь здания арками, щеки (см.) которых часто орнаментированы, встречается и фигурная пластика. Распространен в романской, готической и древнерусской. архитектуре.

ПОРТАЛ СЦЕНЫ, архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала. Образует портальное отверстие, т.н. зеркало сцены. Применяется также и временный декоративный П. Прообразом являлась сцена римского театра: декоративно обработанная скена с 3 входами, отделявшая игровой просцениум (см.) от внутренней части сценического помещения.

ПОРТИК (лат. porticus - крытая галерея), выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны, образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие (см.). Чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком (см.). В Древней Греции сооружались отдельно стоящие П.

ПОРТФНЕТР, фр. балкон, остекленная дверь с ажурным барьером или незначительно выступающим балконом на фасаде здания.

ПОРТЬЕРА (фр. portiere " Porte - дверь), занавес из тяжелой материи на дверях, окне, состоящий из одной или двух вертикальных полотнищ, дополняемых вверху горизонтальным, называемым ламбрекеном. П. называют иначе дверными и оконными драпри (фр. draperie) или драпировками.

ПОСТАМЕНТ (нем. Postament, позднелат. postamentum). 1. Архитектурное основание скульптуры. См. пьедестал. 1. Подставка, на которой устанавливается, произведение станковой скульптуры (в музее, на выставке).

ПОСТИКУМ (лат. posticum - задняя дверь posticus - находящийся позади " post - сзади), латинское название опистодома (см.).

ПОТОК, водотечник, деревянный желоб, укладываемый на кокоры куриц (см.). Кроме отвода воды нес и конструктивную функцию: в П. закрепляются концы досок кровли. Более старый способ: на внутренней поверхности П. вынимается продольный паз, куда и входят концы тесин (см.), но при этом концы досок быстро загнивают от застоя дождевой воды. Другой способ: паз заменяется внутренней четвертью, при этом вода не задерживается. При покрытии двумя рядами теса в паз или вынутую четверть П. входит иногда лишь нижний ряд, а второй, состоящий из стесанных горбылей, упирается в П., но часто ширина паза такова, что вмещает концы обоих рядов.

ПОТОЛОК, поверхность, ограничивающая помещение сверху, или отделочный элемент, образующий эту поверхность. Может быть гладкий или ребристый, декорированный. При богатой отделке П. покрывают лепкой, росписью, мозаикой и т.п. Могут быть подвесные П.

ПОЯС, поясок, гладкая полоса, протянутая горизонтально, слегка выступающая из поверхности стены. Отличается от полочки (см.) большей шириной, кроме того, употребляется самостоятельно, без связи с другие обломом (см.).

ПОЯС КОЛОНЧАТЫЙ, ряд декоративных колонок на фасаде здания или на стенах внутри помещения. Иногда колонки пояса выполняют опирающимися на декоративно обработанные кронштейны. Если колонки соединены арочками, пояс называется аркатурно-колончатым (см.). Позади колонок может устраиваться непроходимое пространство, кроме того они накладываются непосредственно на тело стены.

ПРЕСБИТЕРИЙ, вима (гр.- старец, старший). 1. Расположенная за алтарем часть интерьера (см.) раннехристианской и католической церкви, где полукругом находились сиденья для духовенства с местом для епископа посередине. 2. Вся алтарная часть церкви, предназначенная для богослужения и отведенная специально для духовенства. Обычно приподнята на несколько ступеней над общим уровнем пола.

ПРЕСТОЛ, у греков П. - только жертвенник. Латиняне понимают П. как гробницу, над которой совершают литургию. Если алтарь (см.) не является усыпальницей святого, он по большей части воздвигался над криптой, где покоятся его останки. Близ П. находятся еще 2 стола, расположенные в трансепте или в маленьких апсидах (см.). На них хранились священные книги и предметы богослужения. П. закрыт балдахином (см.) с занавесом, который опускается в момент освящения святых даров. В католической церкви к единственному П. ранних церквей присоединили множество других, посвященных разным святым. П. размещались первоначально вдоль нефов, затем в "венце капелл" (см.). В малых апсидах над П. возвышались живописные панно, служившие запрестольными образами. В православной церкви П. - столик в алтаре храма, предназначенный для совершения во время литургии некоторых религиозных обрядов.

ПРЕТОРИЙ (лат. praetorium " praetor - начальник, полководец), место в римском лагере, отведенное для палатки главнокомандующего, в постоянных лагерях - каменное сооружение, где размещались казна, алтарь (см.), около которого хранились военные знамена и трофеи. П. находился ближе к обращенным к неприятелю преторским воротам (porta praetoria). Перед П. устраивали главную площадь - квадрат, образованный на месте пересечения кардо и декумануса (см.). Подобная планировка заимствована римлянами у этрусков.

ПРЕФУРНИУМ, топочное помещение в римских термах (см.).

ПРИГОРОД. 1. Предместье города. 2. В древности - опорные центры, форпосты на ближних и дальних подступах к городу.

ПРИДЕЛ. 1. Пристройка, пристроенное помещение. 2. В православном храме - помещение, в котором находится дополнительный алтарь (помимо главного). П. обычно располагается в боковых пристройках - с южного или северного фасада (см.) или в специально выделенной части основного здания. 3. В католическом храме - аналогичен капеллам (см.).

ПРИКЛАДКА, наружная кладка стены русской крепости, возводившаяся для усиления ее оборонной мощи. Могла быть равна по толщине основной стене или даже шире. Стены делались двух- и трехслойными. Вместе с утолщением нередко увеличивали и высоту стены. Трехслойные П. образованы за счет основной стены как забутовки и П. наружного лицевого слоя. Необходимость возведения П. появилась на рубеже XIV-XV вв. с появлением огнестрельного оружия, способного разрушить стены крепости. Увеличение высоты крепостных стен и башен (см.), сделанное одновременно с их утолщением, имело большое значение. Благодаря этому был снижен эффект действия оружия осаждающих, увеличен эффект действия оружия защитников.

ПРИРУБ, клеть, пристроенная к основному объему здания - жилого, служебного, здания храма для увеличения необходимой площади. Конструктивное соединение 2 клетей происходит за счет выпуска продольных бревен одного из срубов, примыкающих впритык к торцам другого сруба. Величина выпуска бревен одного из срубов зависит от необходимости создать нужную ширину клетей.

ПРИСПЕШНЯ, хозяйственное помещение, кухня, отгороженный угол в избе для стряпни.

ПРИТАНЕЙ общественное здание города Древней Греции, местопребывание должностных лиц города - пританов. Здесь был священный очаг полиса (см.), на котором горел неугасимый огонь в честь Гестии, которой и был посвящен П. Он считался символическим центром всей страны, в нем принимались послы, устраивались торжественные общественные трапезы, здесь же питались, согласно почетным специальным декретам, наиболее заслуженные граждане города, иностранные гости.

ПРИТВОР, пристройка с западной ( и часто с сев. и южной) стороны храма. Один храм мог иметь несколько П. В православной церкви аналогичен нартексу западно-европейской церкви. Распространен в смоленско-полоцком, псковском зодчестве, а также в деревянной архитектуре Севера.

ПРИТОЛОКА, верхняя горизонтальная перемычка оконной или дверной коробки, а также стоячий боковой брус. В деревянных зданиях щель между коробкой и стеной прикрывалась наличником (см.).

ПРИЧЕЛИНА. 1. В деревянных кровлях доски, прибиваемые к торцам слег над фронтоном, (очельем), предохраняя их от загнивания. Украшались резьбой. 2. Верхняя часть оконного наличника (см.).

ПРОДОМОС (гр.- находящийся перед домом), в микенский и гомеровский периоды греч. истории - переднее, входное помещение жилого дома. Усыпальница.

ПРОНАОС (гр.- преддверие храма, перед и- жилище божества), полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом (целлой) (см.).

ПРОПИГЕЙ, пропнигей, место, где разводят огонь для обогревания комнат бань. То же - гипскауст.

ПРОПИЛЕИ, пропилен (гр. - преддверие, вход), парадный, архитектурно оформленный вход, ворота, монументальное сооружение, образованное портиками и колоннадами (см.), симметричными оси движения). Располагают у входа в город, архитектурный ансамбль, теменос (см.) и т.д. В Древней Греции сооружались в крито-микенский период, во время классики и эллинизма. В Древнем Риме не строились.

ПРОСКЕНИЙ (лат. Proscenium, proscaenium, гр.- впереди и- скена), в театре Древней Греции V-IV вв. до н.э. - фасад здания скены (см.) или сооружавшаяся на некотором расстоянии от него декоративная стена. Поскольку действие в греческой трагедии часто происходило перед дворцом или храмом, П. имел вид крытой колоннады, обозначающий портик перед храмом или вход во дворец (см.). В комедиях П. изображал обычно фасад жилого дома. Вплоть до эллинистической эпохи представление развивалось на орхестре (см.) перед П. Но в тех случаях, когда актерам надо было по сюжету пьесы находиться на кровле дома, действие переносилось на крышу скены или П. В театре 2 пол. IV в. и в Ш в. до н.э. П. - каменная пристройка к фасаду скены, ограниченная по бокам параскениями (см.), выдающаяся на 2-3 м от скены, высотой 2,5-3,5 м. Перекрытие П. (см. логейон) поддерживалось рядом колонн (первоначально рядом столбов, обработанных полуколоннами). С сер. II в. до н.э. представления целиком переносятся на сценическую площадку, образуемую крышей П., и само слово П. (или логейон) стало обозначать не только всю пристройку, но и эту площадку. В проемах стены скены устраивались декорации, и из этих трех проемов на П. вели выходы для актеров, в некоторых театрах, кроме того, с обеих сторон были устроены боковые подъемы на П. для актеров.

ПРОСПЕКТ (лат. prospectus - вид, обзор, prospicio - смотреть вперед), прямая, длинная и широкая улица в городе, проходящая через большие территории.

ПРОСТАДА, простаза (гр.- передняя). См. пастада.

ПРОСТЕНОК, часть стены между оконными, дверными проемами.

ПРОСТИЛЬ (гр.- впереди и- колонна), тип античного храма, прямоугольного в плане, как правило, небольшого здания с одним рядом колонн на главном торцевом фасаде (см.). Угловые колонны находятся перед антами.

ПРОСЦЕНИУМ (лат. Proscaenium), передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом (см.). В древнеримском театре П. (или пульпитум) называлась площадка для игры актеров, находившаяся перед зданием сцены (см. скена). Рим. П. получил дальнейшее развитие в Италии в эпоху Возрождения в XVI в. Параллельно с П. итальянского типа, в Англии в XVI-XVII вв. развивался иной тип П., отделенный от сцены не портальной аркой, а раздвижным занавесом или просто колоннами (см.), поддерживающими навес над задней сценой. Просцениум встречается и в других странах в XIX-XXвв.

ПРОТИРОН, протирум (гp.- наружная дверь, преддверие, крыльцо), вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома (греческого, римского) и далее в атриум (см.). П. увеличивал замкнутость дома, находясь в углу двора, не давал возможность увидеть происходившее внутри при открытой наружной двери.

ПРОТОМА (гр.- морда животного, бюст), скульптурное изображение передней части животного (быка, коня и т.д.) или человека. Две П. быков или коней образуют верхнюю часть древнеиранской капители (см.). П. украшают поля между арками и пилястрами, замки арок, ее пяты (см.), вытесываются изображения непосредственно на блоках кладки.

ПРОФИЛИРОВАННЫЙ (фр. profiler - профилировать), обработанный обломами (см.) или сочетанием обломов.

ПРОФИЛЬ, (фр. profil, ит. profile - очертание), архитектурный облом (см.) или сочетание обломов. Боковой очерк. Вертикальное (поперечное, продольное) сечение, разрез какого-либо участка поверхности, предмета.

ПРОЭДРИИ (гр.- первое, переднее почетное место), постоянные почетные места в театре для почетных граждан. Располагались полукругом на самой орхестре (см.) и отделялись от других мест спинками и проходом за ними. П. имелись и в средних рядах, что было связано с переносом сценического действия с орхестры на проскечий (см.).

ПРЯСЛО, часть поверхности стены, ограниченная пилястрами (см.), или выступами лопаток, или башнями крепостной стены (см. куртина).

ПСЕВДОБАЗИЛИКА (гр.- ложь, вымысел), пятинефное здание, в котором объединены принципы построения базиликальных и зальных церквей. Из пяти нефов (см.) - три средних одинаковы по ширине и высоте, а два крайних нефа значительно ниже и уже средних.

ПСЕВДОДИПТЕР (гр. pseudodipteros), тип античного храма, имеющего в отличие от диптера 1 ряд окружающих стены колонн (см.), которые находятся на таком же расстоянии, как у диптера, которое равно 2 интерколумниям (см.) и нижнему диаметру колонны.

ПСЕВДОПЕРИПТЕР (гр. pseudoperipteros), тип античного храма, имеющего портик на торцевом главном фасаде, а интерколумнии (см.) на боковых и заднем фасадах закрытыми стеной, из которой колонны (см.) выступают половиной своего диаметра.

ПТЕРОН, птерома (гр. - крыло), наружная колоннада (см.) античного храма. См. перистасис.

ПУЛЬВАНЫ, "подушки", камень - промежуточный элемент между капителью и пятой арки (см.). Имел трапециевидную форму и увеличивал площадь сопряжения пяты арки с верхней поверхностью капители. В архитектуре Италии появились с VI в. и были византийского происхождения.

ПУТТИ (ит. putti, мн. ч.- putto - буквально, младенец), изображение маленьких мальчиков (иногда крылатых). Излюбленный декоративный прием в искусстве Возрождения XVII-XVIII вв.

ПФАЛЬЦ (нем. Pfalz - дворец), укрепленная резиденция, замок правителя области, город, в котором такой дворец находился и область его в средневековой Германии времен Каролингов. Императорские П. отличались грандиозностью дворцовых зданий.

ПЬЕДЕСТАЛ, постамент (фр. piedestal - подножие, pied - нога, ит. Piedistallo, piede - нога и stallo - место), художественно оформленное основание, на котором устанавливаются произведения скульптуры, обелиск, колонна (см.) и т.д. Геометрически правильные формы П. часто выполняются с применением ордерных элементов и состоят из базы, карниза и тела (или стула), который мог быть украшен рельефом (см.). Произвольные формы П. могут быть в виде естественных необработанных камней и т.п. П. может устраиваться под парой колонн, под целой их группой. В римской ордерной архитектуре наличие П. определяет полный ордер (см.), его отсутствие - неполный.

ПЯТА АРКИ, СВОДА. 1. Нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену или столб. 2. Верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод.

ПЯТА ДВЕРИ, выступы (верхний и нижний) полотна двери, при помощи которых дверь крепится и вращается.

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.