Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















К / (Словарь архитектурных терминов)

(Взято из книги "Архитектурные термины". А.С. Партина. Москва. Стройиздат 2001)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Хронологическая справка

КАБЛУЧОК, облом (см.), представляющий собой в сечении две пересекающиеся части дуги окружности, имеющий выпуклость вверху и вогнутость внизу. Ему соответствует обратный К. укра шался сердцевидными листьями водяной линии, чередующейся со стрелками. У греков форма К. не была строго геометрической. См. киматий.

КАВЕА (лат. cavea - отгороженное место, cavus - пустой, полый). 1. Места для зрителей в римском театре, амфитеатре или цирке, в особенности различные отделения по ярусу, или же весь театр. 2. Охраняемое отделение в амфитеатре для диких зверей, предназначавшихся для боя. См. театрон.

КАВЕДИУМ (лат. cavus - пустой, полый), см. атрий.

КАЗИНО (ит. casino - домик, casa - дом). 1. В ит. арх-ре Возрождения и барокко - главное здание загородной виллы или постройка, стоящая обособленно в парке. 2. В XIX-XX вв. К. стали | называть дачу, загородный дом.

КАЛИММАТИИ, каяиммы, в древнеегипетской архитектуре - тонкие плитки (квадратные ромбовидные) в кассетированном потолке, укладывающиеся на балки.

КАЛИПТЕРЫ, в кровле древнегреческих храмов - узкие желобчатые черепицы, которые накрывали сверху швы между сплснами (см.). Выполнялись из обожженной глины или в редких случаях из мрамора. Иногда мраморные солены .и К. соединялись вместе. Та кое соединение желобчатой формы с плоской увеличивало нрочяс сть черепицы и позволяло придать ей большие размеры.

КАЛЬДАРИЙ (лат. calda - теплая вода), в римских термах (см.) - горячий зал с нагретой водой. В некоторых случаях служил и котельной.

КАМИН (нем. kamin, rp. nafiivcx; - печь, очаг), открытая комнатная печь с прямым дымоходом, согревающая комнату непосредственным пламенем горящего топлива. Обычно служил элементом оформления помещения, в парадных комнатах богато украшался колонками, карнизами, скульптурой, выполненными из металла, камня, дорогих пород дерева и т.д. Выступающая из плоскости стены часть К. часто использовалась как подставка для. раз личных предметов. Поверхность стены над К. нередко покрывалась стенной живописью, картинами, зеркалами. Каминные трубы, выходящие над крышей, а некоторых зданиях богато обрабатывались: на их поверхности помещались картуши (см.), а завершались колпаком, препятствующим ветру загонять дым обратно. Характерен для стран Западной Европы XVII-XVIII вв.

КАМПАНИЛА (ит. campanile - колокольня), в итальянской архитектуре средних веков и эпохи Возрождения - колокольня, обычно строившаяся отдельно от храма, круглая или квадратная в плане. Прототипом К. были городские сторожевые башни. Нижние этажи К. обычно глухие; величина или число проемов нарастали кверху.

КАНДЕЛЯБР (фр. candelabre " лат. candelabrum - свеча), первоначально - небольшой подсвечник для втыкания свечи, тростника, обведенного воском или салом, иногда ножка переносной лампы, на которую ставили масляную лампу, впоследствии - подставка с развлетвлениями для ламп, курений и т.п., состоящая из ножки (треножника), и верхушки в виде тарелки или плоского сосуда. Изготовлялся из дерева, тростника, обожженной глины, позже из мрамора, алебастра и т.п., разнообразной формы. Устанавливался на одном месте и не переносился. Позднее К. представлял собой подставку с разветвлениями для нескольких свеч или ламп (обычно в виде свеч). В эпоху Возрождения К. изготовлялись из бронзы, железа, в XIX в. из литого чугуна. Его изображение часто используется как элемент орнамента (см.).

КАНЕФОРА (гр.- букв., несущая корзину), так в Др. Греции назывались девушки, которые на празднике Панафиней и празднике Деметры и Диониса несли в процессии на голове корзину со священными принадлежностями. Изображались в архитектуре в виде кариатиды (см.), несущей на голове корзину с плодами или цветами.

КАННЕЛЮРЫ, ложки (фр. cannelure, ед. ч. - желобок, гр.- прут, лоза; каннелированный- плетенный из прутьев), желобки - вертикальные на стволе колонны или пилястры и горизонтальные на базе колонны ионического ордера (см.). На стволе колонны дорического ордера они вырезались не очень глубоко, образуя друг с другом острые грани. В ионическом ордере К. отделялись узкими полосками - "дорожками", поверхность которых обозначала цилиндрическую поверхность основной

КАПЕЛЛА (позднелат. capella, ит. capella - часовня), в католической и англ. арх-ре - небольшое отдельно стоящее культовое сооружение или помещение в боковых нефах (см.) храма или вокруг хора (см. "венец капелл"), а также в замках и дворцах. Предназначалась для молитв какого-либо знатного семейства, для хранения, реликвий, размещения певчих и т.д.

КАПЕЛЬНИК, слезник, в карнизной плите - выступ перед бороздой, предназначенный для задержания дождевой воды, стекающей с карнизной плиты и падающей на ее нижнюю горизонтальную часть. Защищает стены и поддерживающую часть карниза (см.).

КАПИТЕЛЬ (позднелат. capitellum - головка. лат. caput - годова, гр.- голова, верх), венчающая часть вертикальной опоры (колонны, пилястры -см., столба), обычно пластически выделенная и находящаяся между стволом опоры и вешележащими частями здания (антаблементом, пятой арки, свода, стеной и т.п.). В античную эпоху сложились основные типы К.: дорическая, ионическая, коринфская, композитная, сочетающая элементы ионической и коринфской. Своеобразные К. созданы и в других странах.

КАПИТЕЛЬ ДИАГОНАЛЬНАЯ, тип ионической К., у которой все волюты (см.) направлены по диагоналям абака (см.), в отличие от угловой К. (см.).

КАПИТЕЛЬ ТРИГЛИФОВ, полочка над триглифами (см.).

КАПИТЕЛЬ УГЛОВАЯ, в ионическом ордере (см.) К., у которой одна угловая волюта (см.) направлена по равноделящей угла антаблемента (см.), при этом с двух фасадов (см.) К. имеет одинаковый рисунок, в противном случае на один из фасадов выходил бы валик волюты.

КАПЛИ, гутты, рельефные украшения в виде маленьких усеченных конусов, пирамид, цилиндров и т.д. на нижней поверхности мутул и под триглифами (см. регула) дорического антаблемента, (см.).

КАРДО (лат. cardo - ось), одна из взаимно перпендикулярных улиц римского лагеря или города, возникшего на его основе К. обычно направлена с севера на юг. В римском лагере К. и декуманус (см.) либо перекрещивались, либо упирались друг в друга в виде буквы Т. В последнем случае у стыка улиц размещался форум (см.) или, преторий, (см.).

КАРИАТИДА (гр.- карийская, эпитет Артемиды, букв., жрица храма Артемиды в местечке Карий в Лаконии), скульптурное изображение в архитектуре стоящей женской фигуры, служащее опорой и поддерживающее балочное перекрытие. К. делается иногда прислоненной к стене или столбу или выступающей из стены.

КАРКАС (фр. carcasse - скелет, остов, ит. carcassa - остов), конструктивная основа здания, состоящая из отдельных соединяющихся элементов, определяющая собой форму, прочность, устойчивость здания. Может выполнятся из различных материалов.

КАРНИЗ (нем. Karnies; первоисточник гр. букв. - кривой, позднее - росчерк в конце рукописи, конец, завершение). 1. Профилированный выступ, составляющий венчание целого фасада (венчающий К.) или же более мелкой архитектурной части (промежуточный К.) - обычно декоративный. 2. Верхнее из трех горизонтальных главных членений классического антаблемента (см.).

К. состоит из трех частей: поддерживающей, свешивающейся, венчающей. Утилитарное значение К. - защита стены от стекающей с крыши воды, оформление фасада. Комнатные К. служат для оформления перехода от плоскости стены к потолку.

КАРНИЗНАЯ ДОСКА, см. доска карнизная.

КАРТУШ, картушь (фр. cartuche " ит. cartoccio - буквально, сверток, кулечек), скульптурное или лепное украшение в виде щита различной формы или не до конца развернутого свитка, плоское или выпуклое, на котором помещается герб, эмблема, надпись, маска и т.д., окруженные орнаментом (см.). Резными или лепными К. украшались парадные входы во дворцы. Получили распространение в XVI-XVIII вв.

КАССЕТА, кассетой (ит. cassetta), см. кессон.

КАТАКОМБЫ (ит. catacomba " позднелат. catacumba - подземная гробница " гр.). 1. Подземелья естественные или искусственные, состоящие из узких галерей (см.), коридоров или небольших помещений (крипт), в которых христиане во времена преследования хоронили своих умерших и собирались для молитв, собеседований. Стены могли иметь росписи. 2. У др. египтян - хранилище мумий под землей.

КАФЕДРА (гр.- букв., сидение, стул). 1. В христианской церкви - возвышение, с которого произносились проповеди. Многие К. богато украшены. 2. В учебных заведениях, актовых залах -, оборудованное место, с которого произносится речь.

КАФЕЛЬ (нем. Kachel), керамические плитки для облицовки поверхности стен, печей, каминов и т.д.

КВАДР (ит. quadro), отесанный для кладки стен камень в форме прямоугольного параллелепипеда.

КВАДРИГА (лат. quadrigae - четверка, колесница, запряженная 4 лошадьми, quattuor - четыре и jugum -упряжка "jungo - соединять), скульптурное изображение, помещаемое на фасаде здания, триумфальной арки (см.) и т.д. в виде колесницы на 2 колесах, запряженной четверкой лошадей; лошади расположены в 1 ряд. Правит упряжкой стоя крылатый гений, аллегорические фигуры славы, счастья и т.п. или фигуры античных божеств. В России и Зап. Европе К. распространена с XVIII-XIX вв.

КВАДРИФОЛИЙ (лат. quattuor - четыре и folium - лист), архитектурная деталь, элемент конструкции здания в виде четырехлистника.

КВАРТАЛ (лат. quartus - четвертый, нем. Quartal), часть застроенной территории населенного места, ограниченная несколькими пересекающимися улицами. Сплошная периметральная застройка кварталов распространилась в русских городах вследствие специального распоряжения Екатерины П в 1765 г., по которому следовало максимально уплотнить застройку Петербурга.

КВАРТИРА (нем. Quartier), жилая единица многоэтажного многосекционного дома с помещениями различного назначения. К. может, быть в одном и в двух уровнях.

КЕЛЬЯ, комната, жилое помещение в монастыре (см.).

КЕНОТАФИИ, кенотафий, кенотаф (гр.- пустой, и - могила), в античном зодчестве - особого рода памятники с надписями, которые сооружались в честь умерших и под которыми не было тела умершего, напр. К. морякам, погибшим в море, согражданам, погребенным вдали от родины и т.д. Некоторые из них представляли двухэтажное сооружение, приподнятое над землей на высоком пьедестале (см.), украшенном барельефами. Нижний этаж - квадратный в плане, верхний - круглый, крыша - коническая.

КЕНТАВР (рус. китоврас, гр. Kevraupa - кентавр), изображение мифического дикого получеловека-полуконя.

КЕССОН, кассета (фр. caisson - ящик), архитектурно оформленное углубление (квадратное или многоугольное), заполняющее промежутки между балками горизонтального перекрытия или ребрами свода. Играет конструктивную и декоративную роль, а также применяется для улучшения акустики помещения.

КИВЕР (польск. kiwior), шатровая надстройка с металлическим покрытием над каменной башней церкви, имеющая сложную форму и заканчивающаяся шпилем, часто увенчанным ажурным флюгером из кованого железа. Характерен для прибалтийских стран.

КИВОРИЙ, сень, балдахин (гр. kiborion), в христианском храме - дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. К. стали называть позже и саму алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную.

КИМАТИЙ, кима. 1. Любой облом (см.), имеющий волнистый профиль (см. гусек, каблучек) и приближающиеся к ним по форме обломы. 2. Верхний криволинейный облом карниза, пьедестала (см.) и т.п. 3. Венчание карниза независимо от его характера. Профиль К. обычно придавали венчающей части карниза, часто (но не обязательно) образуемой симой (см.).

КИМАТИЙ ДОРИЧЕСКИЙ, прямой и обратный гусек (см.).

КИМХТИЙ ЛЕСБИЙСКИЙ, прямой и обратный каблучек (см.).

КИОСК (турецк. киушк " персидск. кушк - павильон), небольшая легкая постройка, предназначенная для мелких (торговых, почтовых) операций, иногда для демонстрации каких-либо экспонатов и др. К. сооружаются самостоятельно или внутри крупных общественных зданий.

КИОТ (гр.- деревянный ящик, ковчег). 1. Украшенный деревянный шкафчик или створчатая рама для икон. 2. На фасаде (см.) здания небольшая архитектурно оформленная ниша для священного изображения (иконы, скульптуры, живописи).

КЛАДКА, каменные массы, возведенные из сравнительно мелкого материала. По виду материала различают кладку тесовую (из правильно отесанных камней на растворе или уложенных насухо, иногда соединенных скобами), бутовую (из камней неправильной формы) ,^ кирпичную, бетонную и т.д.

КЛАДКА КВАДРОВАЯ, выполняемая из прямоугольных квадров (см.), сложенных насухо горизонтальными рядами, с чередованием тычков и ложков.

КЛАДКА "НОРМАЛЬНАЯ", изобретенная римлянами К. из универсальных блоков квадратного сечения и кратной длины, которые могли служить и тычками и ложками. Стандартность квадров (см.) допускала широкую заготовку материалов и быстрое проведение работ по сооружению архитектурных сооружений. Размеры камней обычно около 60х60х120 см.

КЛАДКА ПОЛИГОНАЛЬНАЯ, К. из тщательно пригнанных камней прямоугольной формы. Не следует смешивать с К. циклопической (см.), в которой камни различных форм и размеров подбирались, но не притесывались друг к другу. Для этой кладки подбирались камни неправильной многогранной формы, но приблизительно одинаковых размеров, причем каждый камень тщательно пригонялся. Была более сложной и дорогой кладкой, чем квадровая и циклопическая. Применялась еще в сооружениях греческой архаики.

КЛАДКА ПОЛУБУТОВАЯ, состоящая из двух внешних, как бы облицованных слоев лицевой кладки, обычно из камня твердых пород и внутренней забутовки, из отходов обработки наружных слоев и любого другого камня. Лицевой слой выкладывался из крупного, почти необработанного камня околотыми или грубо отесанными поверхностями наружу. Пространство между лицевыми слоями заполнялось навалом и заливалось связующим раствором. Но в сечении стена являлась однородной, так как неправильной формы камни забутовки с раствором заполняли впадины облицовочных слоев. Подобная кладка способствовала быстроте работ и позволяла использовать отходы. Широко применялась в строительстве древнерусских крепостных стен и башен.

КЛАДКА ПРЯМОУГОЛЬНАЯ, К. из обтесанных камней, имеющих приблизительно форму параллелепипедов и уложенных правильными рядами.

КЛАДКА ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ, кладка из огромных необработанных или глубо околотых камней неправильной формы на глиняном растворе с заполнением промежутков между ними более мелкими камнями.

КЛЕЙМА, декоративно обрамленные пластины с сюжетным изображением, расположенные на створах ворот, выполненные в рельефе на стенах или обрамляющие изображения икон, картин. См. икона.

КЛЕТСКИЙ ХРАМ, см. храм клетский.

КЛЕТЬ. 1. Простейшая деревянная конструкция, образованная уложенными друг на друга венцами (см.) из бревен. 2. Неотапливаемая часть избы (см.) или отдельная постройка для хранения имущества.

КЛЕТЬ НА СТАЕ, в деревянном зодчестве Севера - простая К. для жилья с хлевом под ней.

КЛУАТР (фр. cloitre - монастырь, лат. claustmm), в западно-европейском монастыре (см.) - прямоугольный или квадратный двор, окруженный с 4 сторон галереями (см.), которые открывались во двор аркадами (см.) В середине каждой стороны имелся выход во двор, в центре которого находился фонтан (см.) или крест (в некоторых странах бассейн был в одном из углов К.) К. примыкал к церковному зданию с южной стороны (в монастырях) или с северной (при соборах) и сообщался с церковью через портал в соответствующем плече трансепта (см.). С противоположной стороны к К. примыкала трапезная (см.), с востока - зал капитула с дормиторием (см.) на втором этаже. Другие монастырские помещения так или иначе примыкали к К.

КЛУМБЫ (польск. klab, англ. clamp), цветники разнообразной формы, но симметричной конфигурации, засаженные одно- или многолетними травянистыми и полутравянистыми растениями. Элемент садово-парковой архитектуры. Для оформления К. используют также вечнозеленые кадочные растения и участки газона. Иногда устанавливают декоративные вазы или скульптуры. По границам К. обрамляют или полосой дерна, или бортом из специальных керамических или гранитных плит.

КЛЮЧ, см. замок арки, свода.

КНЯЗЕВАЯ СЛЕГА, см.слега князевая

КОЙЛОН (гр.- впадина), то же, что театрон, (см.).

КОКОРА, загнутые концы куриц (см.), куда в деревянной кровле укладывается водотечник (слив, поток, застреха). К. - комлевая часть ствола хвойного дерева, вырубленного вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу.

КОКОШНИК, ложная (если только не образованная ступенчатым сводом) закомара (см.), имеющая декоративное значение. Представляет собой полукружие, нередко с повышением в центре в виде киля с богатым по профилировке обрамлением. К. располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у основания шатров и барабанов (см.) глав церковных зданий. Типичны для русской архитектуры XVII в., встречаются и в XVI в.

КОЛОКОЛ КАПИТЕЛИ, в коринфской капители - ее тело, находящееся между астрагалом и абакой и одетое акантом (см.).

КОЛОКОЛЬНЯ, высокое башнеобразное сооружение для подвески колоколов, стоящее отдельно от храма или являющееся его частью. Русские К. строились различной формы в плане, часто покрывались высокими шатрами с главкой, с XVI-XVII вв. были распространены К. из постепенно уменьшающихся ярусов, увенчанные главой.

КОЛОННА (фр. colonne " лат. columna - круглый столб), архитектурно-обработанный столб, несущий вертикальную нагрузку. В классических ордерах состоит из капители, ствола (см. фуст), базы (не у всех ордеров) и имеет энтазис (приблизительно на 1/3 высоты снизу) и утонение к капители, что вызвано необходимостью исправить зрительные искажения. Иногда ставится на пьедестал (см.)

КОЛОННА ВОТИВНАЯ (лат. columna votivus - связанный с обетом votum - обет), отдельно стоящая на священном участке у античного храма К. с изображением вотивных предметов, т. е. посвященных божествам, с целью исцеления, удовлетворения просьбы или во исполнение обета. Устанавливались как отдельными лицами, так и городами.

КОЛОННА ГАТОРИЧЕСКАЯ (хаторическая), наиболее распространенный в Позднем Египте тип К., напоминающий стилизованный женский музыкальный инструмент - систр, употреблявшийся в культе богини Гатор (Хатор). В состав колонны, наиболее напоминающей систр, входит ствол, соответствующий ручке этого инструмента, и высокая капитель (см.), с 4 сторон украшенная рельефным изображением головы Гатор - богини с лицом женщины и ушами коровы. Над изображением головы часто помещался куб в виде здания или другого изображения. Между этой капителью и архитравом находилась очень тонкая, едва видимая снизу абака (см.).

КОЛОННА КАНДЕЛЯБРОВАЯ, балюстрадная. К., имеющая различное сечение: то увеличивающееся, то суживающееся. Появление наблюдается в верхнеитальянском Ренессансе.

КОЛОННА МУФТИРОВАННАЯ, К., ствол которой расчленен призматическими вставками.

КОЛОННА ПРОТОДОРИЧЕСКАЯ (протодорийская), канне-лированная К. без капители (см.). Каннелирование появилось на полуколоннах и 3/4-х колоннах во времена третьей династии Древнего царства и далее в Среднем царстве (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э.) в Древнем Египте. Названа так по внешнему сходству с гораздо более поздними дорическими К.

КОЛОННА РОСТРАЛЬНАЯ (лат. columna rostrata - К., украшенная частями трофейных карфагенских кораблей в честь победы консула Гая Дуилия, поставлена на Римском форуме. Носы снабжены подводным тараном rostum - клюв), отдельно стоящая К., ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурным изображением. Воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны. См. ростра.

КОЛОННА СВЯЗАННАЯ, К" выступающая из плоскости стены только на часть своего диаметра (на 1/2 - полуколонна, на 3/4 - трехчетвертная и т.д.). Конструктивно могла быть или полностью несущей опорой, частично включенной в массив стены, или чисто, декоративным элементом.

КОЛОННА СЛУЖЕБНАЯ, приставная, полуколонна, поддерживающая пяту свода или нервюру (см.) и идущая поэтому во всю высоту стены.

КОЛОННА ТРЕХЧЕРТВЕРТНАЯ, см. К. связанная. К., выступающая из плоскости стены на 3/4 диаметра. Могла быть декоративной, а также несущей нагрузку.

КОЛОННАДА (фр. colonnade), ряд или ряды колонн (см.), объединенных горизонтальным перекрытием. Обычно для К. применялись колонны без пьедесталов (см.). Колонны устанавливаются на горизонтальную плоскость общего подножия, которое или расширяется книзу уступами в виде высоких ступеней, или по высоте и обработке имеет вид общего под всей К. пьедестала (римские храмы). В наружной композиции здания К. применялись в виде портиков, галерей, перестилей (см.). Внутри здания К. обычно обрамляют парадные залы. Иногда К. являются самостоятельными сооружениями. К. могли быть двухъярусными, при этом часто устанавливались колонны различных ордеров (см.), например, 1 ярус - дорические, 2 - ионические.

КОЛОННАДНЫЕ УЛИЦЫ, улицы с крытыми портиками (см.) вместо открытых тротуаров в римских и романизированных городах стран Востока и Африки. Скрещения улиц были оформлены тетрапилонами (см.), боковые примыкания улиц - с огромными арками (см.).

КОЛОНЧАТЫЙ ПОЯС, см. пояс колончатый.

КОЛПАК, тип четырехскатной крыши в виде четырехгранной пирамиды с отношением стороны квадрата основания к высоте не более 1:1.

КОЛУМБАРИЙ (лат. columbarium " columbaria - голубятня, columba - голубка), стена с нишами для хранения урн с прахом после кремации, устраиваемая при крематории. В древнеримских городах устраивались в катакомбах или в погребальных склепах, где в стенах проделывались в несколько рядов небольшие ниши. Каждая ниша предназначалась вазы или урны с пеплом. В К. ставились также саркофаги, кроме того, в их стенах устраивали продолговатые ниши для погребения умерших.

КОЛЬЦО ЗАМКОВОЕ, деревянный круг в центре пирамидального потолка-"неба", в который упираются радиально идущие наклонные балки (см. тябла), несущие тесовое перекрытие.

КОМА, поселение в Др. Греции, имевшее оборонительные стены, расположенное, как правило, в районе какого-либо полиса (см.).

КОМАРА, камара (древнерусск., гр. - сводчатая комната), см. свод.

КОМОРА, помещение хозяйственного назначения, кладовая.

КОМПАРТИМЕНТ, пространственная группа в объеме здания, каким-либо образом выделенная внутри объема (конструкциями). Иногда могла иметь отражение и на фасаде (см.) здания как архитектурно выделенная часть фасада, отражающая внутреннее построение здания.

КОМПЛЕКС (лат. complexe - сложный " complexus - связь " complector - охватывать " cum - с, вместе и plector - плести, сплетать), совокупность построек, связанных общим назначением.

КОМПЛЮВИЙ (лат. compluvium " compluere - стекать), прямоугольное отверстие в крыше древнерим. жилого дома, предназначенное для отвода дождевой воды в имплювий (см.).

КОМПОЗИЦИЯ АНТИТЕТИЧЕСКАЯ (гр. antithesis- противоположение " anti - против), в декоративном убранстве фасадов (см.) - парное изображение какого-либо украшения (правое и левое).

КОНЕК, конь, князек, князь. 1. Верхнее ребро (гребень) двускатной, а иногда и четырехскатной крыши. 2. Горизонтальное продольное бревно, то же, что и слега князевая (см.) . В русских деревянных постройках К. часто сверху для большей прочности накрывался охлупнем (см.). К. встречается не только на крышах изб и амбаров, но и на воротах с двухскатными крышами, при этом охлупень делается в виде ажурной зубчатой вырезки.

КОНИК. 1. Деталь русской печи: массивная резная доска, отделяющая шесток (см.) от рукомойника, служит местом для рушников и чистых хозяйственных тряпок, 2. Лавка, скамья в избе в виде длинного ящика с крышкой.

КОНИСТЕРИЙ, конистра (лат. Conisterium " гр.- покрытая песком площадка для состязаний в борьбе), помещение в РИМСКИХ термах (см.) для хранения песка, употребляющегося борцами. По Витрувию, К. должен помещаться рядом с корикеем (см.) и холодной умывальней.

КОНКРЕТНАЯ СИСТЕМА, см. система конкретная.

КОНТРЛИЕРНЫ (лат. contra - против), поперечные нервюры (см.), связывающие между собой основные - оживы, лиерны, тьерсероны (см.).

КОНТРНАЛИЧНИК, узкая тяга (см.), идущая по бокам наличника (см.). Отличается от него вдвое меньшей шириной и расположением только рядом с вертикальными частями наличника. Горизонтальные части отсутствуют. Вверху К. обычно располагают кронштейны, которые поддерживают сандрик (см.).

КОНТРФОРС (фр. contrefort - сильный выступ, centre force - противодействующая сила; англ. contrefort " лат. contra - против), вертикальная конструкция, являющаяся или выступающей частью стены, или отдельно стоящей, соединенной с ней аркбутаном. (см.). Способствует устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов (см.). В античной и византийской архитектуре К. помещали внутри здания, в средневековой - снаружи. Внешняя поверхность К. могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию. Для предотврашения сдвигающих усилий в месте примыкания аркбутана к К. вершину К. нагружали пинаклем (см.). В XIII в. появляются К., расчлененные на внутреннюю часть, образующую опорный столб, и внешнюю, - собственно К. В прорезанной толще часто устраивались обслуживающие галереи (см.). Угловые К. с XII в. до нач. XV в. представляли собой соответствующие продолжения обеих стен. В период поздней готики, начиная с XV в., два угловых К. заменяли одним, находящимся под 45° к продолжениям стен.

КОНСОЛЬ (фр. console). 1. Поддерживающий элемент выступающих частей здания, жестко закрепленный одним концом при другом свободном, иногда декоративно обработанный. Разновидность кронштейна (см.). 2. Элемент интерьера жилого помещения - прикрепленный к стене столик, передвижная колонка или тумбочка для цветов.

КОНХА (гр. - раковина), полукупол, чаще всего в форме 1/4 сферы, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания (апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинской архитектуре, К. широко использовались в римском и византийском зодчестве. В средневековых христианских культовых зданиях в К. нередко помещали мозаики или росписи с изображением Христа, Богоматери, святых.

КОНЬКОВАЯ БАЛКА, см. балка коньковая

КОРА (гр.- девушка, молодая женщина),статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах. Распространена в искусстве древнегреческой архаики. У древних греков - культовое прозвище богини загробного мира Персефоны.

КОРАБЛЬ, неф (гр.- вытянутая в длину часть помещения (базилики, храма крестово-купольного - см.), разделенного в продольном направлении колоннадами, аркадами (см.) или столбами.

КОРДЕГАРДИЯ (фр. corps de garde - главная часть и охрана), павильон для военного караула.

КОРДОН (нем. kordon, фр. cordon - букв., шнурок, тесьма). 1. Горизонтальный простой каменный профиль (валик, выкружка и т.п.), протянутый над цоколем (см.). 2. Небольшой карнизный выступ наверху стен крепостных сооружений для предохранения их от дождевой воды. На нижней поверхности карниза (см.) делался желобок (слезник), по которому стекала вода.

КОРИКЕЙ, помещение греч. гимнасия (см.), место упражнения девушек. По другим источникам, место для игры в мяч.

КОРПУС (лат. corpus - тело, единое целое), отдельное здание, составляющее часть архитектурного комплекса или ансамбля (см.).

КОСОУР, балка, на которую укладываются ступени лестничного марша каменных или железобетонных лестниц. В деревянных лестницах соответствующая конструкция называется тетивой (см.). К. бывают стальные и железобетонные.

КОСТЕР, башня, стрельница, др. русское название отдельно стоящей или включенной в оборонительные стены башни (см.).

КОСЯК, стойки, установленные по бокам дверного или оконного проема.

КОСЯЩАТЫЙ. 1. С косяками (см. окно косящатое). 1. Обшитый досками (сени косящатые).

КОТТЕДЖ (англ. cottage - первонач. крестьянский дом), одноквартирный индивидуальный жилой дом (городской или сельский), при котором есть небольшой участок земли. К. бывают преимущественно двухэтажными с внутренней лестницей. Обычно на 1 этаже находятся общая комната, кухня, хозяйственные помещения, на 2 - спальни. Возник в Англии в кон. XVI - нач. XVII вв. Традиционный тип английского жилища.

КРАББЫ, кроссы, крючья (нем. Krabbe), в готической архитектуре - декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов по краям вимпергов, щипцов, пинаклей (см.) и других элементов готического архитектурного декора.

КРАСНАЯ ЛИНИЯ, граница, диктующая линию застройки улицы или площади домами, а также регулирующая и высоту застройки, т.е. силуэт улицы. В практике русского градостроительства установлена в 30-е гг. XVIII в.

В К. обычно находились дворец князя, собор, дворы бояр и церковной знати. Планировка К. зависела от рельефа местности, количество, форма башен и расстояния между ними - от военно-оборонительных соображений. К. являлись градообразующим ядром, а дороги - основой планировки возникших близ К. жилых районов - посадов.

Широкое строительство каменных К. (возведение новых, замена деревянных, завершение ранее начатых) велось в XVI-XVII вв. При перепланировке русских городов во второй пол. XVIII и первой четверти XIX в. К., утратившие стратегический характер, были включены в городские комплексы как административные центры и историко-художественные ансамбли (см.).

КРЕПИДОМА, крепида (гр.- основание дома, фундамент). 1. Всякое подножие, в частности трехступенчатое подножие греч. храма (см. стереобат). 1. Подпорная стена надгробного кургана.

КРЕСТОВАЯ КОМНАТА, К. во дворцах русских царей и знати, в которой совершались домашние утренние и вечерние молитвы, иногда церковные службы. Одна из стен представляла собой иконостас (см.) в несколько ярусов, подобно церковным. На других стенах над окнами и дверями ставились иконы в малых иконостасцах или в киотах (см.). Стены расписывались на библейские сюжеты. Кроме икон в К.К. хранились различные священные предметы, приносимые из монастырей (см.), от паломников, от иноземного духовенства. К.К. царицы обычно служила местом, где она рожала, убранство комнаты отличалось большим великолепием. К.К. в домах светской и духовной знати служила одновременно для торжественных приемов и праздничных трапез.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ, см. храм крестово-купольный.

КРЕСТОВЫЙ (крестный) ХОД, обходная галерея (см.) вокруг монастырского двора.

КРЕСТОЦВЕТ, флерон (нем. Kreuzblume), скульптурно-декоративный цветок в готической архитектуре, венчающий башни, вимперги, фиалы (см.). Выполнялся с одной или двумя парами горизонтальных крестообразных ответвлений от центрального стебля.

КРЕСТЫ ПОКЛОННЫЕ, резные белокаменные кресты, заложенные в плоскость нижней части (в верхнюю часть стены закладывались заупокойные) древнерусских. храмов.

КРЕЩАЛЬНАЯ, здание для совершения обряда крещения. В древнерусской домонгольской архитектуре (XI-XII вв.) К. встречаются в виде выделенной части внутри храма. См. баптистерий.

КРИН (древнерусское название лилии, гр. - лилия), во встречающихся каменных резных изображениях женских ликов на стенах древнерусских храмов - трехлопастная пальметта (см.) на прическе. Считалась символом непорочного зачатия и девственного рождения Христа. Женские лики в киотах (см.) на стенах означали,посвящение храма Богоматери.

КРИПТА (гр. - подземный крытый ход, тайник; -закрывать, утаивать, хранить). 1. В Древнем Риме - любое сводчатое подземное или полуподземное помещение. 2. Подвальный ход в кельи, в которых первые христиане собирались для богослужения и где они погребали умерших. 3. В средневековой западной архитектуре - часовня под храмом (подземная или полуподземная), расположенная обычно под алтарной частью храма, где хранились особо почитаемые реликвии и совершались богослужения. Там же находились усыпальницы знатных лиц. 4. Аналогичные помещения в цокольном этаже критских домов, служившие, видимо, для ритуальных целей.

КРИПТОПОРТИК (лат.). 1. Подземный коридор, освещаемый сверху большими проемами. 2. Сводчатый коридор, проходящий в подии (см.) здания, часто имеющий окна.

КРОВЛЯ, одна из составляющих частей крыши. Состоит из водоизолирующего слоя и основания (обрешетки, сплошного настила), укладываемого по несущим конструкциям. Иногда при сводчатой конструкции кровля устраивается непосредственно по наружной поверхности сводов (см.).

КРОМ, город кромный, наружная ограда, ближайшая к детинцу ,(см.) в укреплениях городов Др. Руси.

КРОМЛЕХ (англ. cromlech " кельт.), группы менгиров (см.), расположенные замкнутыми кругами. Иногда эти круги состоят из 2-3 концентрических рядов вертикально поставленных камней. Вероятно, имели культовое назначение. Сооружения эпохи неолита и, в основном, бронзового века. Встречаются в Европе, Азии и Америке.

КРОНВЕРК (нем. kronwerk), вспомогательное наружное укрепление, возводившееся перед главным валом крепости и включавшее 1 бастион и 2 полу бастиона на флангах. К. характерен для нидерландских крепостей XVI-XVII вв.

КРОСЫ. кроссы, см. краббы.

КРУЖАЛА, деревянные приспособления, служащие для поддержания арок, сводов (см.) во время их кладки.

КРЫЛО, флигель, боковой корпус сложного здания, соединенный крытым переходом с главным корпусом. К. обычно располагается симметрично по сторонам главного корпуса, в одну линию с ним или выступая вперед. В последнем случае пространство между К. (перед главным корпусом) образует т.н. парадный двор - курдонер (см.)

КРЫША, верхняя ограждающая конструкция здания. Состоит из несущей части и наружной оболочки - кровли (см.).

КРЫША ВАЛЬМОВАЯ, четырехскатная К. над прямоугольным в плане зданием, у которой 2 ската по длинным сторонам трапецевидные, а 2 других, по коротким сторонам - треугольные (см. вальма).

КРЫША ДВУСКАТНАЯ, К., состоящая из 2 скатов. Покрывают как отдельно стоящие здания, так и здания, торцовой стороной стоящие к другим строениям. При такой крыше треугольное окончание торцовых стен называется щипцами (см.) или фронтонами (см.).

КРЫША ИТАЛЬЯНСКАЯ, К. с невысоким подъемом. Высота ее равна 1/3 длины нижней балки несущей конструкции.

КРЫША КРЕСТОВАЯ, К., образованная двумя под прямым углом пресекающимися крышами.

КРЫША МАНСАРДНАЯ, тип К., состоящей в разрезе из 4 скатов: два верхних от конька - пологие, два нижних - крутые, Внутри находится помещение (см. мансарда).

КРЫША "НА ПОТОКАХ И КУРИЦАХ", самцовая, в рубленых избах крыша, имеющая в конструкции "курицы" (см.), врубленные в слеги (см.) и несущие "потоки", в которые упираются нижние концы кровельных тесин, прижатые в коньке охлупнем (см.).

КРЫША ПОЛУВАЛЬМОВАЯ, К., у которой торцовые треугольные, скаты не доходят до карниза (см. полувальма).

КРЫША "С ГНЕТАМИ И ОГНИВАМИ", общее конструктивное решение К. то же, что и у К. самцовой (см.). Но для большей прочности ниже конька (см.) укладываются продольные бревна (гнеты), врезанные концами в доски (огнива) со стороны фронтонов (см.). При усыхании древесины вся конструкция сжимается, приобретая монолитность.

КРЫША ФРАНЦУЗСКАЯ, К. с высоким подъемом, со скатами под углом 60°.

КРЮЧЬЯ (фр. crochets - крючок), см. краббы, кросы.

КСИСТ (лат. xystus(um) ). 1. Крытая галерея в греч. гимнасиях (см.), в которой (особенно зимой) упражнялись атлеты. 2. У римлян - лежащее перед галереей пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарниками и пр.

КУБ, кубоватое покрытие (гр.), деревянное покрытие, квадратное в плане, с каждого фасада (см.) имеющее одинаковый силуэт, напоминающий луковичную главу.

КАБИКУЛЫ (лат. cubiculum - спальня, cubo - лежать). 1. Спальни рим. жилого городского дома-особняка (domus), расположенные вокруг перистиля (см.). 2. Декоративный элемент на фасаде (см.) здания в виде небольшого павильона с 2 колоннами или стойками, перекрытыми фронтоном или антаблементом (см.).

КУЛУАРЫ (фр. couloir - коридор), помещения в общественных зданиях, прилегающие к фойе и залам, расположенные поэтажно и предназначенные для отдыха, неофициальных встреч и работы.

КУПОЛ (ит. cupola - купол, свод, лат. cupula, уменьшит. сuра - бочка), пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее круглые, многоугольные, квадратные в плане помещения. Образующими формы К. являются различные кривые, выпуклые наружу. Если вращающаяся кривая меньше 1/4 окружности, то получается плоский К. Все К., происшедшие от дуг круга, называются сферическими. Эллиптические, параболические и т.д. кривые образуют соответствующие очертания К. Они также могут иметь и многоугольные (сомкнутые) формы. Возведение К. на тромпах и парусах (см.) позволяет перекрывать помещения любой конфигурации. К. как покрытие имеет несколько вариантов: цельные К., сложенные из сплошной кладки с кровлей по своду (см.), в которых наружные и внутренние формы едины; двойные К., наружная оболочка которых служит защитой внутреннему К., являясь в одних случаях конструктивной необходимостью, а в других - покрытием, имеющим самостоятельную форму, необходимую для выразительности здания. Некоторые К. покрываются шатровой крышей (см.), что облегчает устройство черепичной кровли (см.), защищающей К. от осадков. К. сооружаются как на светлом (с окнами) барабане (см.), так могут иметь окна, врезающиеся в поверхность К. (при плоском К.). К. имеет шелыгу, скуфью (см.). Конструкции и материалы К. разнообразны.

КУПОЛ ЛОЖНЫЙ, древняя, первоначальная попытка образовать К. путем горизонтального напуска колец каменной кладки (при этом К. не имеет распора).

КУПОЛ НА ПАРУСАХ, см. паруса.

КУПОЛ СФЕРИЧЕСКИЙ, К. в форме шатровой поверхности, чаще полушара.

КУПОЛ СФЕРОКОНИЧЕСКИЙ, К., вертикальный разрез которого, имеет стрельчатое очертание.

КУПОЛ НА ТРОМПАХ, см. тромпы

КУРВАТУРА (лат. curvatura -кривизна, изгиб, curvo - искривляю, гну), незначительное отклонение от геометрической прямолинейности очертаний отдельных частей здания. Применялась античными зодчими для устранения оптических искажений архитектурных форм при расмотрении на расстоянии в ракурсе и для смягчения сухости линий.

КУРДОНЕР (фр. cour d'honneur - букв., почетный двор), парадный двор особняка, дворца, усадьбы, замка (см.), окруженный с 3 сторон корпусами здания (реже колоннадой и корпусом) и отделенный от улицы, площади, дороги сквозной оградой с воротами. Широко применялся в европейской дворцовой архитектуре XVII-нач. XIX вв. В России с начале XVIII в.

КУРЗАЛ, (нем. kursaal), помещение клубного типа на курортах, предназначенное для концертов, лекций, выставок.

КУРИЦЫ, еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т.н. кокоры), поддерживающее водотечник (поток). К. укладывается на слеги кровли <см.) .^.Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев длинных верхних концах К. делаются неглубокие гнезда, соответствующие размерам слег на которых держатся К., в другом - гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются К. но при этом слега ослабляется, - это возможно в массивных слегах.

КУРИЯ (лат. curia - одно из 30 делений, на которые Ромул разбил патрициев), административное здание в Древнем Риме для заседаний сената.

КУРТИНА (фр. courtine). 1. Специально озелененный участок любой формы и размера, ограниченный со всех сторон дорожками, площадками, водоемами или строениями, четко обозначающими его границу. На К. сажают деревья, кустарники. Встречаются К., покрытые как травяным покровом или только цветочными культурами (газоны, цветники), так и К. смешанного характера. К. устраивают как в парках, скверах, так и перед зданиями. 2. Участок крепостной стены между двумя ее башнями (см.). См. прясло

КУРОС (гр. коирос - молодой человек), прямостоящая обнаженная фигура юноши-атлета. К. выполнялись как статуарные, так и декоративные, украшавшие общественные здания. К. отличались строгой фронтальностью композиции. Лица оживлены т.н. архаической улыбкой. К. ставились в святилищах и на гробницах, имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Были распространены в Греции в VII-VI вв. до н.э.

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.