 |
(Взято из книги "1000 идей по оформлению интерьера".
Стюарт Уолтон. Москва. ОАО Издательство "Радуга" 1998)
Век стремительных перемен, двух мировых войн и огромных успехов
в технике. Два столетия назад какому-нибудь новому стилю требовались
десятилетия для того, чтобы охватить всю Европу и через океан попасть
в Новый Свет. Сегодня средства массовой информации сообщают об изменениях
в моде по всему миру в течение нескольких дней, поэтому мода в убранстве
интерьеров приходит и уходит почти так же легко, как и в одежде.
Люди не могут себе позволить менять обстановку и убранство дома
каждое десятилетие, и различные стили неизбежно пересекаются, часто
в пределах одного дома.
В начале 1900-х годов некоторые европейские проектировщики обратились
к стилю архитектуры, возникшему в противодействие чрезмерному украшательству.
Этот стиль придавал особое значение пространству, пропорциям и гладким
поверхностям. Во Франции "Новое движение" возглавлял Ле
Корбюзье (1887-1965), чья книга "К архитектуре" была издана
в Англии в 1927 г. В ней Ле Корбюзье наметил основные черты развития
современной архитектуры и определил пять отправных точек и принципов
нового стиля: опоры-столбы, горизонтальное расположение окон, свободный
план, свободный фасад и плоские кровли - крыши-сады. В США Фрэнк
Ллойд Райт (1867-1969) разрабатывал тему простых горизонтальных
линий и растянутых по горизонтали архитектурных объемов. Его целью
была гармония с окружающей средой и развитие сооружения "изнутри
наружу в гармонии с условиями его бытия". Его знаменитые дома
в прериях в окрестностях Чикаго были поразительно просты в своем
сочетании открытой внутренней кирпичной кладки с тщательно подобранной
древесиной и привлекали спокойной основательностью.
Баухауз. Эта школа дизайна была основана в Германии в 1919 году
в результате реорганизации Веймарской школы искусств. Баухауз был
центром передового дизайна и выразителем идеалов "Нового движения"
в архитектуре. Целью организатора и руководителя Баухауза Вальтера
Гропиуса (1883-1969) было связать все изыскания в искусстве, архитектуре
и дизайне воедино. В результате в архитектуре появились плоские
кровли и кубические формы, прерывающиеся смелыми вертикальными и
горизонтальными линиями больших, пропускающих много света окон в
металлических рамах.
Современный характер, функциональность и гигиеничность явились
сущностью нового стиля. Стены лишились традиционных плинтусов и
реек для подвешивания картин и стали гладкими и пустыми, предпочтительно
белого цвета. У дверей отсутствовали обязательные ранее филенки,
теперь они представляли собой ровные поверхности крашеной фанеры.
Дальнейшая модернизация интерьера связана с появившейся в изобилии
встроенной мебелью для гостиных, кухонь и спален. Мебель и убранство
были также сведены к минимуму, лаконичны. Мебель из металлических
гнутых трубок таких дизайнеров, как Марсель Брейер, стала существенным
компонентом в воссоздании стиля "Нового движения".
Движение "Де Стейл" ("Стиль"). В Нидерландах
была образована группа "Де Стейл", названная в честь одноименного
журнала. Деятельность этой группы была также направлена на отрыв
от старых форм и создание дизайна XX века. Возглавлявший ее Геррит
Ритвелд (1888-1964), будучи "конструктивистом", основывал
свои проекты на прямоугольных абстрактных формах, используя основные
цвета спектра: красный, синий и желтый. Его самая известная постройка
- дом Шредера в Утрехте, где были использованы гладкие, монолитные
поверхности безо всякого рельефа для стен и потолков, а также окна
в металлических рамах, выстроенные протяженными горизонтальными
рядами.
Ар деко. Эффектный стиль ар деко возник в противовес аскетизму
"Нового движения". Название этого стиля произошло от названия
Парижской выставки современных декоративных искусств 1925 г. Стиль
вошел в моду в Европе и Америке в 1920 - 1930-х годах. Ар деко использовал
всевозможные геометрические формы - окружности, полуокружности,
треугольники, восьмиугольники и кубы - как для узоров на коврах,
пледах, обоях, плитках и тканях, так и в формах посуды, мебели,
каминов и зеркал, новых электрических обогревателей, светильников
и радиоприемников. Характерными мотивами изображений были: солнечные
восходы, стилизованные деревья и цветы, веера, фонтаны и грациозные
животные (особенно олени). Вдохновляло представителей этого движения
и искусство древних ацтеков (их ступенчатые ХРАМЫ, зиккураты) и
Египта (после обнаружения гробницы Тутанхамона в 1922 г.). Этот,
по существу, экзотический стиль был наиболее подходящим для роскошных
отелей, баров и ресторанов, трансатлантических лайнеров, театров
и кинотеатров. Дизайнеры в стиле ар деко подчеркивали гладкие криволинейные
формы широкой палитрой материалов, создавая при этом роскошные варианты|
стиля: светлая древесина (дуб, орех, клен), кожа, мрамор, стекло.
Хромирование применялось для всех видов домашнего оборудования и
фурнитуры, разнообразие создавали и новые изделия из пластмасс,
таких, как бакелит-твердый и блестящий материал. Эта богатая гамма
материалов прекрасно смотрелась на фоне светлых кремовых и бежевых
стен, а также тканей персикового цвета |и цвета нильской воды. Акценты
оранжевого, изумрудного, синего и алого цветов были навеяны яркими
костюмами, созданными для дягилевских довоенных балетов в Париже.
В соединенных Штатах движение получило название обтекаемого
или техницистского. Пластичные и скругленные углы локомотивов и
автомобилей повторялись в предметах обихода, таких, как холодильники
и пылесосы, а также в многоэтажных общественных зданиях. По обе
стороны Атлантического океана господствовали гладкие и обтекаемые
формы.
Вторая мировая война прервала большинство разработок в области
дизайна и архитектуры, хотя именно под натиском стремительного развития
самолетостроения получила мощный импульс технология, разрабатывающая
производство клееной фанеры. Но в 1951 г. в Англии состоялась выставка
(организованная в рамках Британского фестиваля), которая отметила
окончание послевоенного аскетизма в дизайне и послужила началом
развития современного стиля - легкого и яркого, возникшего в 1950
- 1960-х годах. Выставку посетило восемь миллионов человек, и она
дала толчок новому развитию стиля. Бетон, стекло и сталь были впоследствии
использованы для таких зданий, как Королевский концертный зал, который
стоит на южном берегу Темзы в Лондоне и сегодня.
В куполах некоторых современных зданий были применены конструкции
из металлических стержней и шаров, моделирующие строение молекулы.
Эта конструкция вдохновила дизайнеров на разработку стульев и столиков
со сходящимися углом стальными трубками-ножками, оканчивающимися
надетыми на них шариками из яркого пластика. Эта модель использовалась
также в подставках для журналов и пластинок, часах, осветительных
приборах, веретенообразных рисунках тканей и обоев, в фарфоре.
Несмотря на то что убранство интерьеров оставалось простым и, пожалуй,
несколько жестковатым (отсутствие реек для подвески картин, занавески
только до уровня подоконника, узкий плинтус), цвет и уют постепенно
возвращались в виде современных вариантов мягкой мебели, торшеров,
а также ковров и уютных подушек. Ковры во всю комнату вернули интерьерам
роскошь. Появились новые технологии изготовления гнутых стульев
из клееной фанеры и столешниц из слоистого пластика. Одна или две
стены в комнате могли быть оклеены обоями с модным абстрактным рисунком,
а другие просто окрашены. Популярным цветовым сочетанием было желтое
с серым.
Хай-тек. Хай-тек представляет собой скорее подход к архитектуре,
чем особый стиль. Он разрабатывался преимущественно английскими
архитекторами 1970-х годов, особенно Ричардом Роджерсом и Норманом
Фостером, чьи сооружения нарочито выставляли напоказ инженерную
конструкцию для создания эстетического эффекта. В них металлические
каркасы и технические коммуникации - трубы, трубопроводы и лифты
- расположены за стеклянной оболочкой здания или перед ней. Самые
известные примеры таких зданий - центр Сейнсбери при Нориджском
университете в Англии (архитектор Фостер, 1977 г.) и Центр искусств
им. Жоржа Помпиду в Париже, построенный в том же году.
Архитектура в духе хай-тек оказала влияние и на некоторые жилые
интерьеры. Трубы и арматура для отопления и санитарно-технические
элементы нарочито выводились наружу, а такие материалы, как линолеум,
и заводское оборудование, например стеллажи, а также офисные стулья
использовались в жилых интерьерах.
Дизайн интерьеров XX века проводит различие между "интегрированным"
дизайном и дизайном "интерьерной декорации". "Интегрированный"
дизайн - это сфера деятельности архитектора, то есть выбор форм
и фактур материалов, в значительной степени зависящая от внешнего
вида и архитектурного стиля здания; подразумевается также неизменность
части помещения. Эта мысль находит отражение в словах архитектора
Фрэнка Ллойда Райта: "Невозможно разделить здание и его обстановку".
"Интерьерная декорация" - это оформление интерьера только
дизайнерскими средствами, то есть это работа дизайнера по интерьерам,
а иногда и самого владельца дома. В этом случае интерьеры становятся
гибкими и легко изменяемыми с помощью обоев, тканей и красок и соответствии
с изменениями, диктующимися модой в отделке.
С годами виды отделки в интерьерах все более упрощались. В какой-то
мере эта тенденция просто отражала естественный процесс развития
дизайна в сторону более простых и рациональных стилей. Кроме того,
причины часто носили скорее экономический, нежели эстетический характер.
Недостаток места или средств приводил к появлению небольших и невысоких
комнат, которые требовали тщательной разработки для удовлетворения
широкого спектра семейных нужд.
Простая комната без архитектурных деталей - лепнины, орнаментов
и панелей - обходится дешевле. Одна из новых черт - получившая широкое
распространение раздвижная дверь. Современные комнаты представляют
собой пространство, ограниченное горизонталями пола и потолка и
вертикалями стен. Плинтус выродился в узкую полосу по периметру
стен; панели и рейки для подвески картин исчезли, как, впрочем,
фриз и карниз. Это верно для большинства интерьеров как в перестроенных
и модернизированных старых домах, так и в домах, возведенных заново.
Но нейтральные цвета, простые формы и грубые материалы современного
стиля в жилых интерьерах никогда по-настоящему не удовлетворяли
эстетических потребностей людей ни в одной из стран. Обреченные
жить в типичной для XX века жилой "коробке",
владельцы домов находили возможности дополнительно оформлять интерьер
путем добавления декоративно-цветовых аффектов, используя для этого
насыщенные тона латексных красок, подходящие обои и ткани, фактуру
или рисунки ковров, обилие занавесей.
Телефон, телевидение, аудиосистемы, холодильники и микроволновые
печи - все эти изобретения XX века во многом определяют теперь жилой
интерьер. Освещение, как естественное, так и искусственное, стало
важным элементом создания уюта в современном помещении, а тщательно
регулируемое функциональное освещение превратилось в самостоятельное
направление. Встроенные кухни также представляют собой современный
феномен.
Первую встроенную кухню, где все оборудование тщательно спрятано
за одинаковыми дверками стандартных шкафчиков, спроектировал еще
в 1922 г. представитель Баухауза Марсель Брейер.
XX век выделяется своими открытиями в области новых материалов
для дома - прежде всего это пластики для изделий различного назначения:
от телефонов и полов до оконных рам, а также синтетические волокна
для изготовления ковров, занавесей, покрывал для кроватей и скатертей.
Новые материалы говорят сами за себя: оригинальной формы пластиковый
стул или мойка из нержавеющей стали с гладкими закруглениями выглядят
прекрасно. Новые материалы могут также с успехом имитировать и натуральные,
например бархат или камень. Последнее направление в развитии синтетических
материалов стремится к достижению естественной красоты дерева, шерсти,
шелка. Создание "естественного вида" стало фактически
одной из наиболее важных тенденций в дизайне последнего десятилетия
XX века.
XX век близится к завершению, и свобода в выборе стиля стала основным
направлением в убранстве интерьера в той же мере, как и в дизайне
одежды. Вы можете выбирать из широкой палитры разных направлений.
Английский сельский дом. Этот стиль, развивавшийся в течение
многих веков, и сегодня вдохновляет декораторов по всей Европе и
в США. Характерная особенность этого стиля - в его непринужденном
благородстве и комфорте, цель - в создании теплой и гостеприимной
обстановки. Стиль английского сельского дома лучше всего подходит
к большим комнатам с традиционным камином и каминной доской, впрочем,
такие черты современной эпохи, как пластиковое окно и дверные коробки,
также подойдут. Если считаете, что иметь традиционный камин для
вас непрактично, подумайте об устройстве газового камина.
Рисунки, воспроизведенные на обоях и подходящих ситцевых тканях,
в основном растительного характера, большого масштаба и основанные
на богатой сокровищнице дизайнерских приемов XVIII и XIX веков,
могут использоваться для занавесей, обивки и чехлов для мебели,
постельных покрывал и балдахинов. Типичная цветовая гамма - розовое
с белым или кремовое с зеленым, она может строиться на желтом и
голубом или оттенках цвета старого золота или коричневого. Краски
скорее должны выглядеть приглушенными или даже блеклыми, чем сверкающими
и яркими.
Для мебели подходят темные, блестящие породы древесины; окрашенная
мебель также будет неплохо смотреться в интерьере этого стиля.
Окнам придается огромное значение. На ткань в таком интерьере никак
нельзя скупиться. Занавеси делают во всю высоту помещения и украшают
бахромой, оборками и тесьмой, можно также собрать их и закрепить
петледержателями с бантами и кистями. Полы должны быть теплыми и
мягкими - идеально подходит ковер на всю комнату, одноцветный либо
с рисунком.
Сельский коттедж. Этот стиль наиболее применим как в городской
кухне, так и в общей комнате загородного коттеджа. Больше всего
он подходит для небольших, с низкими потолками комнат без изысканных
архитектурных деталей, таких, как розетки или карнизы. Мансарды
с наклонными потолками и интересными нишами идеально смотрятся в
этом оформлении. В стиль сельского коттеджа хорошо вписывается окрашенное
или натуральное дерево, используемое для простой мебели и для полов,
доски которых гладко шлифуются и затем окрашиваются или покрываются
лаком. Древесина может быть декоративно использована также в панелях
для отделки стен, балках потолков и на кухне для секционных шкафчиков
и для рабочих поверхностей столов. Деревянная мебель, полы и стены
могут подвергаться обработке травлением для придания белого цвета,
окрашиваться бледными размытыми красками, с их поверхности может
быть удален слой покрытия, что сообщит им старинный вид.
Большинство природных материалов - древесина, камень, шиферный
сланец, тростник, шерсть и хлопок - хорошо вписываются в этот стиль.
Не используйте современные материалы: дымчатое стекло, хромированную
сталь - или материалы, ассоциирующиеся с роскошью: мрамор, шелк
и парчу. Подходящие обивочные ткани - джутовые, льняные и легкие
хлопчатобумажные с растительным рисунком на кремовом или белом фоне,
возможно отделанные белой или кремовой хлопковой тесьмой. Добавьте
небольшой штрих - лоскутные подушки и покрывала.
Стены могут быть просто окрашены белой или кремовой матовой латексной
краской, или вы можете использовать обои с мелким сплошным узором.
На этом светлом фоне будут хорошо смотреться чистые тона, например
синий, зеленый, розовый, вообще любые опенки цветов на летней клумбе.
Японский стиль. Японский стиль - это изысканный, с минимальным
убранством, интерьер. В помещении находится всего несколько предметов,
которые независимо от того, функциональны они или декоративны, располагаются
с большой тщательностью и продуманной асимметричностью. Интерьеры
и фасады объединяются раздвижными стенами, открывающими замечательные
виды на окружающее. Естественный свет используется максимально,
смягчаясь при проходе через бумажные экраны. Японцы спят на полу,
устланном ароматными упругими татами (циновки из соломы), а в дневное
время свертывают свои матрасы и убирают их. Большие помещения можно
почти мгновенно разделить на отдельные спальни подвижными ширмами.
Для западной трактовки этого стиля используйте белые или кремовые
натуральные ткани с черными и алыми акцентами и зеленые растения.
Заведите деревянные складывающиеся конструкции с матрасами, которые
днем превращаются в мебель для сидения. Добавьте красивые ширмы,
напольные подушки, низкие столики с фарфором и лакированные изделия
глубокого красного и черного цветов.
Американский кантри-стиль. В основе американского кантри
лежит стиль первых колонистов, в котором смешались воедино перевезенные
через Атлантический океан народные искусства разных стран Европы.
Непринужденный и скромный стиль, запечатленный в мебели шейкеров,
стеганых одеялах, лоскутных покрывалах и трафаретных росписях, популярен
во всем мире. Основные черты этого стиля выражены словами Матери
Эн Ли секты шейкеров: "Что бы вы ни делали, делайте это незатейливым
и простым и делайте навечно".
На плотников и мебельщиков повлияла английская и голландская мебель
провинциальных домов. Но в американском варианте ее часто вынужденно
выполняли из грубо обработанной древесины, которую красили, чтобы
улучшить вид. Громоздкие буфеты и сундуки, стулья с плетеными сиденьями,
скамьи-лари и колыбели - все это подходит к американскому кантри.
Цветовая гамма имела подчиненное значение, вынужденно ограничиваясь
растительными оттенками для производства грубых домотканых холстов
и земляными пигментами для красок. Первые поселенцы создали свои
композиции из узоров, выполненных по трафаретам. Их сдержанные плотные
краски до сих пор продаются и могут быть использованы для окраски
мебели и деревянных деталей в контрасте со стенами кремового цвета,
возможно очерченными фризом с приятным узором по трафарету.
Вспышки ярких цветов пришли в американское кантри благодаря традиционным
покрывалам и коврикам лоскутной работы, первоначально делавшимся
из различных, тщательно подобранных обрезков ткани. "Тряпичный
утиль" соединяли, ввязывая крючком в джутовую ткань (первые
поселенцы применяли мешковину), или заплетали в длинные полосы,
а полосы скручивались кругом или овалом.
Минималистский стиль. Предпочитаемый архитекторами и дизайнерами
минималистский стиль - наследие довоенного "Нового движения".
Он связан с преднамеренным освобождением от излишних деталей. "Меньше
значит больше",-|говорил представитель минималистского стиля
архитектор Мис ван дер Роэ. Помещения, декорированные в этом стиле,
строги и прямолинейны, отделаны долговечными природными материалами,
такими, как дерево, кожа и камень, или искусственными материалами,
такими, как линолеум, пластик и хромированная сталь. Впечатление
от интерьера основано на привлекательности этих материалов и их
расположении в пространстве. В минималистском стиле не применялись
узоры и предпочтение отдавалось нецветным тонам - черному, белому,
кремовому, цвету овсянки и серому. Мягким поверхностям, таким, как
ковры, предпочитались керамические или виниловые плитки. Занавеси
на окнах сменились простыми шторами или ребристыми жалюзи. Тщательная
планировка скрывала вещи, необходимые в повседневной жизни, насколько
это возможно.(далее)
|
 |