Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















Двадцатый век

(Взято из книги "1000 идей по оформлению интерьера". Стюарт Уолтон. Москва. ОАО Издательство "Радуга" 1998)

Век стремительных перемен, двух мировых войн и огромных успехов в технике. Два столетия назад какому-нибудь новому стилю требовались десятилетия для того, чтобы охватить всю Европу и через океан попасть в Новый Свет. Сегодня средства массовой информации сообщают об изменениях в моде по всему миру в течение нескольких дней, поэтому мода в убранстве интерьеров приходит и уходит почти так же легко, как и в одежде. Люди не могут себе позволить менять обстановку и убранство дома каждое десятилетие, и различные стили неизбежно пересекаются, часто в пределах одного дома.

Новое движение

В начале 1900-х годов некоторые европейские проектировщики обратились к стилю архитектуры, возникшему в противодействие чрезмерному украшательству. Этот стиль придавал особое значение пространству, пропорциям и гладким поверхностям. Во Франции "Новое движение" возглавлял Ле Корбюзье (1887-1965), чья книга "К архитектуре" была издана в Англии в 1927 г. В ней Ле Корбюзье наметил основные черты развития современной архитектуры и определил пять отправных точек и принципов нового стиля: опоры-столбы, горизонтальное расположение окон, свободный план, свободный фасад и плоские кровли - крыши-сады. В США Фрэнк Ллойд Райт (1867-1969) разрабатывал тему простых горизонтальных линий и растянутых по горизонтали архитектурных объемов. Его целью была гармония с окружающей средой и развитие сооружения "изнутри наружу в гармонии с условиями его бытия". Его знаменитые дома в прериях в окрестностях Чикаго были поразительно просты в своем сочетании открытой внутренней кирпичной кладки с тщательно подобранной древесиной и привлекали спокойной основательностью.

Баухауз. Эта школа дизайна была основана в Германии в 1919 году в результате реорганизации Веймарской школы искусств. Баухауз был центром передового дизайна и выразителем идеалов "Нового движения" в архитектуре. Целью организатора и руководителя Баухауза Вальтера Гропиуса (1883-1969) было связать все изыскания в искусстве, архитектуре и дизайне воедино. В результате в архитектуре появились плоские кровли и кубические формы, прерывающиеся смелыми вертикальными и горизонтальными линиями больших, пропускающих много света окон в металлических рамах.

Современный характер, функциональность и гигиеничность явились сущностью нового стиля. Стены лишились традиционных плинтусов и реек для подвешивания картин и стали гладкими и пустыми, предпочтительно белого цвета. У дверей отсутствовали обязательные ранее филенки, теперь они представляли собой ровные поверхности крашеной фанеры. Дальнейшая модернизация интерьера связана с появившейся в изобилии встроенной мебелью для гостиных, кухонь и спален. Мебель и убранство были также сведены к минимуму, лаконичны. Мебель из металлических гнутых трубок таких дизайнеров, как Марсель Брейер, стала существенным компонентом в воссоздании стиля "Нового движения".

Движение "Де Стейл" ("Стиль"). В Нидерландах была образована группа "Де Стейл", названная в честь одноименного журнала. Деятельность этой группы была также направлена на отрыв от старых форм и создание дизайна XX века. Возглавлявший ее Геррит Ритвелд (1888-1964), будучи "конструктивистом", основывал свои проекты на прямоугольных абстрактных формах, используя основные цвета спектра: красный, синий и желтый. Его самая известная постройка - дом Шредера в Утрехте, где были использованы гладкие, монолитные поверхности безо всякого рельефа для стен и потолков, а также окна в металлических рамах, выстроенные протяженными горизонтальными рядами.

Ар деко. Эффектный стиль ар деко возник в противовес аскетизму "Нового движения". Название этого стиля произошло от названия Парижской выставки современных декоративных искусств 1925 г. Стиль вошел в моду в Европе и Америке в 1920 - 1930-х годах. Ар деко использовал всевозможные геометрические формы - окружности, полуокружности, треугольники, восьмиугольники и кубы - как для узоров на коврах, пледах, обоях, плитках и тканях, так и в формах посуды, мебели, каминов и зеркал, новых электрических обогревателей, светильников и радиоприемников. Характерными мотивами изображений были: солнечные восходы, стилизованные деревья и цветы, веера, фонтаны и грациозные животные (особенно олени). Вдохновляло представителей этого движения и искусство древних ацтеков (их ступенчатые ХРАМЫ, зиккураты) и Египта (после обнаружения гробницы Тутанхамона в 1922 г.). Этот, по существу, экзотический стиль был наиболее подходящим для роскошных отелей, баров и ресторанов, трансатлантических лайнеров, театров и кинотеатров. Дизайнеры в стиле ар деко подчеркивали гладкие криволинейные формы широкой палитрой материалов, создавая при этом роскошные варианты| стиля: светлая древесина (дуб, орех, клен), кожа, мрамор, стекло. Хромирование применялось для всех видов домашнего оборудования и фурнитуры, разнообразие создавали и новые изделия из пластмасс, таких, как бакелит-твердый и блестящий материал. Эта богатая гамма материалов прекрасно смотрелась на фоне светлых кремовых и бежевых стен, а также тканей персикового цвета |и цвета нильской воды. Акценты оранжевого, изумрудного, синего и алого цветов были навеяны яркими костюмами, созданными для дягилевских довоенных балетов в Париже.

В соединенных Штатах движение получило название обтекаемого или техницистского. Пластичные и скругленные углы локомотивов и автомобилей повторялись в предметах обихода, таких, как холодильники и пылесосы, а также в многоэтажных общественных зданиях. По обе стороны Атлантического океана господствовали гладкие и обтекаемые формы.

Современные стили

Вторая мировая война прервала большинство разработок в области дизайна и архитектуры, хотя именно под натиском стремительного развития самолетостроения получила мощный импульс технология, разрабатывающая производство клееной фанеры. Но в 1951 г. в Англии состоялась выставка (организованная в рамках Британского фестиваля), которая отметила окончание послевоенного аскетизма в дизайне и послужила началом развития современного стиля - легкого и яркого, возникшего в 1950 - 1960-х годах. Выставку посетило восемь миллионов человек, и она дала толчок новому развитию стиля. Бетон, стекло и сталь были впоследствии использованы для таких зданий, как Королевский концертный зал, который стоит на южном берегу Темзы в Лондоне и сегодня.

В куполах некоторых современных зданий были применены конструкции из металлических стержней и шаров, моделирующие строение молекулы. Эта конструкция вдохновила дизайнеров на разработку стульев и столиков со сходящимися углом стальными трубками-ножками, оканчивающимися надетыми на них шариками из яркого пластика. Эта модель использовалась также в подставках для журналов и пластинок, часах, осветительных приборах, веретенообразных рисунках тканей и обоев, в фарфоре.

Несмотря на то что убранство интерьеров оставалось простым и, пожалуй, несколько жестковатым (отсутствие реек для подвески картин, занавески только до уровня подоконника, узкий плинтус), цвет и уют постепенно возвращались в виде современных вариантов мягкой мебели, торшеров, а также ковров и уютных подушек. Ковры во всю комнату вернули интерьерам роскошь. Появились новые технологии изготовления гнутых стульев из клееной фанеры и столешниц из слоистого пластика. Одна или две стены в комнате могли быть оклеены обоями с модным абстрактным рисунком, а другие просто окрашены. Популярным цветовым сочетанием было желтое с серым.

Хай-тек. Хай-тек представляет собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Он разрабатывался преимущественно английскими архитекторами 1970-х годов, особенно Ричардом Роджерсом и Норманом Фостером, чьи сооружения нарочито выставляли напоказ инженерную конструкцию для создания эстетического эффекта. В них металлические каркасы и технические коммуникации - трубы, трубопроводы и лифты - расположены за стеклянной оболочкой здания или перед ней. Самые известные примеры таких зданий - центр Сейнсбери при Нориджском университете в Англии (архитектор Фостер, 1977 г.) и Центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже, построенный в том же году.

Архитектура в духе хай-тек оказала влияние и на некоторые жилые интерьеры. Трубы и арматура для отопления и санитарно-технические элементы нарочито выводились наружу, а такие материалы, как линолеум, и заводское оборудование, например стеллажи, а также офисные стулья использовались в жилых интерьерах.

Стилистические приемы XX века

Дизайн интерьеров XX века проводит различие между "интегрированным" дизайном и дизайном "интерьерной декорации". "Интегрированный" дизайн - это сфера деятельности архитектора, то есть выбор форм и фактур материалов, в значительной степени зависящая от внешнего вида и архитектурного стиля здания; подразумевается также неизменность части помещения. Эта мысль находит отражение в словах архитектора Фрэнка Ллойда Райта: "Невозможно разделить здание и его обстановку". "Интерьерная декорация" - это оформление интерьера только дизайнерскими средствами, то есть это работа дизайнера по интерьерам, а иногда и самого владельца дома. В этом случае интерьеры становятся гибкими и легко изменяемыми с помощью обоев, тканей и красок и соответствии с изменениями, диктующимися модой в отделке.

С годами виды отделки в интерьерах все более упрощались. В какой-то мере эта тенденция просто отражала естественный процесс развития дизайна в сторону более простых и рациональных стилей. Кроме того, причины часто носили скорее экономический, нежели эстетический характер. Недостаток места или средств приводил к появлению небольших и невысоких комнат, которые требовали тщательной разработки для удовлетворения широкого спектра семейных нужд.

Простая комната без архитектурных деталей - лепнины, орнаментов и панелей - обходится дешевле. Одна из новых черт - получившая широкое распространение раздвижная дверь. Современные комнаты представляют собой пространство, ограниченное горизонталями пола и потолка и вертикалями стен. Плинтус выродился в узкую полосу по периметру стен; панели и рейки для подвески картин исчезли, как, впрочем, фриз и карниз. Это верно для большинства интерьеров как в перестроенных и модернизированных старых домах, так и в домах, возведенных заново.

Но нейтральные цвета, простые формы и грубые материалы современного стиля в жилых интерьерах никогда по-настоящему не удовлетворяли эстетических потребностей людей ни в одной из стран. Обреченные жить в типичной для XX века жилой "коробке", владельцы домов находили возможности дополнительно оформлять интерьер путем добавления декоративно-цветовых аффектов, используя для этого насыщенные тона латексных красок, подходящие обои и ткани, фактуру или рисунки ковров, обилие занавесей.

Телефон, телевидение, аудиосистемы, холодильники и микроволновые печи - все эти изобретения XX века во многом определяют теперь жилой интерьер. Освещение, как естественное, так и искусственное, стало важным элементом создания уюта в современном помещении, а тщательно регулируемое функциональное освещение превратилось в самостоятельное направление. Встроенные кухни также представляют собой современный феномен.

Первую встроенную кухню, где все оборудование тщательно спрятано за одинаковыми дверками стандартных шкафчиков, спроектировал еще в 1922 г. представитель Баухауза Марсель Брейер.

XX век выделяется своими открытиями в области новых материалов для дома - прежде всего это пластики для изделий различного назначения: от телефонов и полов до оконных рам, а также синтетические волокна для изготовления ковров, занавесей, покрывал для кроватей и скатертей. Новые материалы говорят сами за себя: оригинальной формы пластиковый стул или мойка из нержавеющей стали с гладкими закруглениями выглядят прекрасно. Новые материалы могут также с успехом имитировать и натуральные, например бархат или камень. Последнее направление в развитии синтетических материалов стремится к достижению естественной красоты дерева, шерсти, шелка. Создание "естественного вида" стало фактически одной из наиболее важных тенденций в дизайне последнего десятилетия XX века.

Выбор стиля

XX век близится к завершению, и свобода в выборе стиля стала основным направлением в убранстве интерьера в той же мере, как и в дизайне одежды. Вы можете выбирать из широкой палитры разных направлений.

Английский сельский дом. Этот стиль, развивавшийся в течение многих веков, и сегодня вдохновляет декораторов по всей Европе и в США. Характерная особенность этого стиля - в его непринужденном благородстве и комфорте, цель - в создании теплой и гостеприимной обстановки. Стиль английского сельского дома лучше всего подходит к большим комнатам с традиционным камином и каминной доской, впрочем, такие черты современной эпохи, как пластиковое окно и дверные коробки, также подойдут. Если считаете, что иметь традиционный камин для вас непрактично, подумайте об устройстве газового камина.

Рисунки, воспроизведенные на обоях и подходящих ситцевых тканях, в основном растительного характера, большого масштаба и основанные на богатой сокровищнице дизайнерских приемов XVIII и XIX веков, могут использоваться для занавесей, обивки и чехлов для мебели, постельных покрывал и балдахинов. Типичная цветовая гамма - розовое с белым или кремовое с зеленым, она может строиться на желтом и голубом или оттенках цвета старого золота или коричневого. Краски скорее должны выглядеть приглушенными или даже блеклыми, чем сверкающими и яркими.

Для мебели подходят темные, блестящие породы древесины; окрашенная мебель также будет неплохо смотреться в интерьере этого стиля.

Окнам придается огромное значение. На ткань в таком интерьере никак нельзя скупиться. Занавеси делают во всю высоту помещения и украшают бахромой, оборками и тесьмой, можно также собрать их и закрепить петледержателями с бантами и кистями. Полы должны быть теплыми и мягкими - идеально подходит ковер на всю комнату, одноцветный либо с рисунком.

Сельский коттедж. Этот стиль наиболее применим как в городской кухне, так и в общей комнате загородного коттеджа. Больше всего он подходит для небольших, с низкими потолками комнат без изысканных архитектурных деталей, таких, как розетки или карнизы. Мансарды с наклонными потолками и интересными нишами идеально смотрятся в этом оформлении. В стиль сельского коттеджа хорошо вписывается окрашенное или натуральное дерево, используемое для простой мебели и для полов, доски которых гладко шлифуются и затем окрашиваются или покрываются лаком. Древесина может быть декоративно использована также в панелях для отделки стен, балках потолков и на кухне для секционных шкафчиков и для рабочих поверхностей столов. Деревянная мебель, полы и стены могут подвергаться обработке травлением для придания белого цвета, окрашиваться бледными размытыми красками, с их поверхности может быть удален слой покрытия, что сообщит им старинный вид.

Большинство природных материалов - древесина, камень, шиферный сланец, тростник, шерсть и хлопок - хорошо вписываются в этот стиль. Не используйте современные материалы: дымчатое стекло, хромированную сталь - или материалы, ассоциирующиеся с роскошью: мрамор, шелк и парчу. Подходящие обивочные ткани - джутовые, льняные и легкие хлопчатобумажные с растительным рисунком на кремовом или белом фоне, возможно отделанные белой или кремовой хлопковой тесьмой. Добавьте небольшой штрих - лоскутные подушки и покрывала.

Стены могут быть просто окрашены белой или кремовой матовой латексной краской, или вы можете использовать обои с мелким сплошным узором. На этом светлом фоне будут хорошо смотреться чистые тона, например синий, зеленый, розовый, вообще любые опенки цветов на летней клумбе.

Японский стиль. Японский стиль - это изысканный, с минимальным убранством, интерьер. В помещении находится всего несколько предметов, которые независимо от того, функциональны они или декоративны, располагаются с большой тщательностью и продуманной асимметричностью. Интерьеры и фасады объединяются раздвижными стенами, открывающими замечательные виды на окружающее. Естественный свет используется максимально, смягчаясь при проходе через бумажные экраны. Японцы спят на полу, устланном ароматными упругими татами (циновки из соломы), а в дневное время свертывают свои матрасы и убирают их. Большие помещения можно почти мгновенно разделить на отдельные спальни подвижными ширмами.

Для западной трактовки этого стиля используйте белые или кремовые натуральные ткани с черными и алыми акцентами и зеленые растения. Заведите деревянные складывающиеся конструкции с матрасами, которые днем превращаются в мебель для сидения. Добавьте красивые ширмы, напольные подушки, низкие столики с фарфором и лакированные изделия глубокого красного и черного цветов.

Американский кантри-стиль. В основе американского кантри лежит стиль первых колонистов, в котором смешались воедино перевезенные через Атлантический океан народные искусства разных стран Европы. Непринужденный и скромный стиль, запечатленный в мебели шейкеров, стеганых одеялах, лоскутных покрывалах и трафаретных росписях, популярен во всем мире. Основные черты этого стиля выражены словами Матери Эн Ли секты шейкеров: "Что бы вы ни делали, делайте это незатейливым и простым и делайте навечно".

На плотников и мебельщиков повлияла английская и голландская мебель провинциальных домов. Но в американском варианте ее часто вынужденно выполняли из грубо обработанной древесины, которую красили, чтобы улучшить вид. Громоздкие буфеты и сундуки, стулья с плетеными сиденьями, скамьи-лари и колыбели - все это подходит к американскому кантри. Цветовая гамма имела подчиненное значение, вынужденно ограничиваясь растительными оттенками для производства грубых домотканых холстов и земляными пигментами для красок. Первые поселенцы создали свои композиции из узоров, выполненных по трафаретам. Их сдержанные плотные краски до сих пор продаются и могут быть использованы для окраски мебели и деревянных деталей в контрасте со стенами кремового цвета, возможно очерченными фризом с приятным узором по трафарету.

Вспышки ярких цветов пришли в американское кантри благодаря традиционным покрывалам и коврикам лоскутной работы, первоначально делавшимся из различных, тщательно подобранных обрезков ткани. "Тряпичный утиль" соединяли, ввязывая крючком в джутовую ткань (первые поселенцы применяли мешковину), или заплетали в длинные полосы, а полосы скручивались кругом или овалом.

Минималистский стиль. Предпочитаемый архитекторами и дизайнерами минималистский стиль - наследие довоенного "Нового движения". Он связан с преднамеренным освобождением от излишних деталей. "Меньше значит больше",-|говорил представитель минималистского стиля архитектор Мис ван дер Роэ. Помещения, декорированные в этом стиле, строги и прямолинейны, отделаны долговечными природными материалами, такими, как дерево, кожа и камень, или искусственными материалами, такими, как линолеум, пластик и хромированная сталь. Впечатление от интерьера основано на привлекательности этих материалов и их расположении в пространстве. В минималистском стиле не применялись узоры и предпочтение отдавалось нецветным тонам - черному, белому, кремовому, цвету овсянки и серому. Мягким поверхностям, таким, как ковры, предпочитались керамические или виниловые плитки. Занавеси на окнах сменились простыми шторами или ребристыми жалюзи. Тщательная планировка скрывала вещи, необходимые в повседневной жизни, насколько это возможно.(далее)

 

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.