Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















Восемнадцатый век

Рококо
  • Палладианство
  • От середины XVIII до середины XIX века
  • Неоклассицизм
  • Стилистические приемы XVII века
  • Воспроизведение стиля

    В XVIII ВЕКЕ прослеживается два основных архитектурных направления: рокот - стиль, характеризующийся легким изяществом, и английское палладианство - стиль, основанный на работах венецианского архитектора XVI века Андреа Паляадио, чья трактовка римской классической архитектуры имела большое значение для всей Европы. Палладианство прижилось в Англии, где оно явилось основой георгианского стиля, позднее распространившего свое влияние на Америку. В середине XVIII века палладианство трансформировалось в неоклассицизм - термин, которым часто обозначают стили разных стран, которые на практике значительно различаются. Все они, однако, объединены стремлением подражать искусству Древнего Мира (будь то Греция, Рим или конгломерат того и другого) или, по крайней мере, напоминать его.

    Рококо

    Рококо (образовано от французских слов rocaille, что означает "украшение из раковин и камней", и coquille, что означает "раковина") родилось во Франции как реакция на излишества заключительной и высшей фазы барокко Людовика XIV. Благодаря этому новому стилю классическая церемонность сменилась интимностью, изяществом и комфортом. Это видно на примере загородного дома Шато-дю-Валь архитектора Жюля Ар-дуэна Мансара, построенного близ Парижа в 1674 г. и представляющего одноэтажный павильон с небольшими комнатами. Постепенно новый стиль, прозванный "антибарокко", стал использоваться при возведении всех важных зданий Франции, а в 1735 г. - и в дворцовом строительстве Версаля. Рококо достигло расцвета в царствование Людовика XV и распространилось из Франции в большинство стран Европы, кроме Англии, где твердые позиции сохранило палладианство.

    Палладианство

    В начале XVIII века, в царствование королевы Анны, в Англии получила распространение изящная и хрупкая мебель. Простота стиля поддерживалась первоклассным мастерством выполнения и материалами. Появилось много новых деталей и типов мебели: например, гнутые ножки-лапы - характерная особенность стульев, диванов и столов, - а также столы, впервые изготовленные специально для столовых. Стиль королевы Анны был также принят с воодушевлением в Америке, где ему следовали дольше, чем в Англии. Региональные стили имели свои особенности: в различных частях страны предпочитались разные виды древесины. Красное дерево и орех - в Род-Айленде, вишня - в Коннектикуте, клен и ясень - в долине реки Гудзон. Нью-Йорк оставался верным своему голландскому наследию: делфтские фаянсовые плитки ручной росписи часто использовались для облицовки каминов, мебель также расписывалась в голландском стиле.

    В 1714 г. в Англии вступил на престол король Георг I. Примерно в это же время стиль королевы Анны сменило палладианство. Это произошло в основном благодаря влиянию архитектора графа Берлингтона, который в 1715 г. возвратился из путешествия по Италии и привез "коллекцию рисунков Андреа Палладио. Основные элементы творчества Палладио он перенес, в частности, на Чизвик-Хаус в западном Лондоне - дом, построенный им для размещения его коллекции живописи и скульптуры. Это здание, напоминающее греческий храм, повсеместно стало примером для подражания.

    С 1720 по 1760 г. было построено много однотипных, прямоугольных в плане, загородных домов, выполненных в палладианском стиле. Фасады были сдержанные, симметричные и геометрически правильные, с рядами подъемных окон, которые прерывались только центральным портиком и фронтоном. Вверху здание увенчивалось парапетом. В контрасте с фасадом интерьеры часто богато украшались позолотой, мрамором, зеркалами и массивной декоративной мебелью. Дома, построенные в курортных городах, таких, как Танбридж-Уэллс и Бат, подражали в своих пропорциях и деталях палладианским виллам. Множество американских зданий XVIII века отражают простые классические принципы Палладио. Наиболее ранний пример - Дрейтон-Холл около Чарлстона (1738 - 1742) с камином в холле, созданным по эскизам Иниго Джонса.

    От середины XVIII до середины XIX века

    В Англии неоклассицизм достиг своей вершины в убранстве интерьеров Роберта Адама (1728 - 1792) и архитектуре Джона Нэша (1752 - 1835). Последний был самым одаренным градостроителем Лондона. Он ввел в моду обширные полукруглые колоннады на фасадах зданий.

    Неоклассицизм

    Это был первый по-настоящему международный стиль, захвативший Францию, Англию, Италию, Испанию, Германию, Россию, Швецию и Данию, перешедший также и в Америку, где особенно расцвел после обретения страной независимости.

    Франция XVIII века. Неоклассицизм возник во Франции второй половины XVIII века как реакция на стиль рококо, его любовь к кривым линиям. Рококо теперь считалось "нелепым" и "извращенным". Приобрели популярность прямоугольные двери, окна, филенки и зеркала в сочетании с колоннами и фризами. Модными декоративными деталями стали гирлянды, ленты, розетки, венки, аканты, кратеры. Главным архитектором Людовика XV в Версале стал Габриель (1698 - 1782). Он создал в Версале небольшие изящные и сдержанно декорированные комнаты с простыми белыми потолками и стенами, окрашенными в белые и светло-зеленые либо светло-серые тона. Над изящными мраморными каминами располагались большие зеркала.

    Англия XVIII века: стиль адам. Знаменитая фирма братьев Адам работала в Британии во второй половине XVIII века. Проведя три года в разных странах Европы, Роберт Адам вернулся в Англию в 1758 г. и открыл свое дело вместе с братом Джеймсом, намереваясь привнести элементы французского неоклассицизма в господствующий "римский" палладианский стиль. Вскоре Роберт стал модным архитектором и лидером семейного дела. Его стиль был легким и элегантным, соединявшим классические пропорции и убранство при оформлении комнат с "динамикой" (именно так он формулировал свою цель). Это нашло отражение в таких зданиях, как Сайон-Хаус и Остерли-Хаус близ Лондона. Он мастерски исполнял заказы по реконструкции интерьеров ранее построенных зданий. Стиль адам включал не только пропорции комнат, но и каждую деталь обстановки и отделки, потому что Роберт Адам был не только архитектором, но также и великолепным художником-декоратором. Он запомнился своими каминами и кессонированными потолками, сложно украшенными лепниной и цветными розетками.

    Англия времен Регентства: возрождение греческих традиций. К концу XVIII века многие архитекторы начали проявлять интерес к периоду, предшествовавшему римской архитектуре - древнегреческому зодчеству. Результатом стало строительство классических зданий еще более простого и аскетичного стиля, с более короткими и массивными колоннами, поддерживающими утяжеленные антаблементы. Дома стали более интимными и уютными. Меньшие по размеру светлые комнаты окрашивались в чистые пастельные тона. Потолки были более низкими и простыми, чем раньше: с центральной розеткой под люстру и с узкими лепными фризами. Мебель стала более массивной, с выразительными формами.

    Франция XIX века: стиль ампир. Французские интерьеры начала XIX века были торжественны по духу, отражая победы императора Наполеона. Классическое влияние оставалось сильным: мебель декорировалась позолотой и бронзой. Блестящие цветные шелка - ярко-желтые и изумрудно-зеленые, темно-красные или ярко-синие - драпировали стены и потолки, создавая атмосферу великолепного военного шатра. Египетский поход Наполеона вызвал появление египетских мотивов - сфинксов, обелисков, крылатых львов - в модных декоративных элементах, которые, к примеру, использовались для украшения подлокотников кресел и ножек столов.

    Германия и Австрия в XIX веке: бидермайер. В Германии и Австрии дома представителей среднего класса в веке сохранили классические черты, отвергая часто чрезмерную пышность французского ампира. В начале века в Германии появился карикатурный персонаж та Бидермайер" (от немецкого bieder, означающего "простой", и Meier - распространенная немецкая фамилия), его-то имя и было взято для обозначения буржуазного стиля бидермайер, который характеризуется простой и приятной меблировкой, комфортом и уютом. Мебель из древесины ореха или фруктовых деревьев, мешенная на паркете или лакированном дощатом побыла невысокой, а картины в простых гипсовых рамах развешивались рядами. Для отделки стен использовались обои либо ткани в мелкий цветочек или полосатые; светлые занавеси, свисавшие с латунных штанг, дополнялись простыми маркизами.

    Неоклассицизм в Америке. Одним из ранних примеров "греческого Возрождения" в Америке стало дорическое здание банка в Пенсильвании, построенное Латробом в 1799- 1801 гг. Неоклассицизм широко распространился в Америке в 1820 - 1830-е гг. Он представлен в столицах многих штатов; этот стиль использован при возведении правительственных зданий в Вашингтоне, а также при постройке значительного числа замечательных частных домов в Нью-Йорке и по всей Новой Англии. Лестницы стали элегантными, легкими и пластичными, с тонкими изящными перилами; деревянные панели на стенах сменились красками, бумажными обоями или тканями, под потолком расположились гипсовые карнизы.

    Стилистические приемы XVII века

    Обшивка стен деревянными панелями широко применялась в начале века благодаря привлекательному внешнему виду и теплоте материала. Обычная сосна окрашивалась в желтые тона или обрабатывалась морилкой для имитации более декоративных пород древесины. Обшивка деревянными панелями разделялась на три части, три горизонтальных уровня (цоколь, стена и карниз), и часто включала арочные ниши, колонны, стенные шкафы и камины.

    Стены. Для их отделки начали применять краски. Цвета раннего георгианского стиля были интенсивными и темными, но цвета, предложенные позже Робертом Адамом-розовый, голубой, серый и знаменитый "Адамов зеленый", - служившие фоном для белой лепнины в виде гирлянд, розеток, корзин с фруктами, задрапированных классических силуэтов и крылатых грифонов, стали более популярны. Стены в городских домах георгианского стиля часто окрашивались клеевыми красками, которые затем лессировались масляными красками, что создавало впечатление мраморной или известняковой поверхности. В начале XVIII века в знатных домах предпочтение отдавалось обивке стен тканями, а позже в небольших комнатах стали использоваться обои. Примерно в 1730 г. появились рельефные обои, имитирующие итальянский рубчатый бархат, а из Китая привозились великолепные обои с восточными букетами и экзотическими птицами сочной расцветки. Во второй половине XVIII века в Америке отдавалось предпочтение нанесению рисунков или узоров на стену по трафарету.

    Окна. Прекрасные по своим пропорциям комнаты освещались большими подъемными окнами, имевшими ставни (жалюзи) либо занавеси с фестонами, ткани для которых варьировались от шелка и парчи до простых хлопчатобумажных набивных тканей. В этом веке пышно расцвело применение производившихся в Англии ситцев с рисунками экзотических цветов, фруктов и извилистых стеблей. Эти мотивы были заимствованы со старинных индийских и расписанных вручную китайских бумажных обоев. С 1760-х годов во Франции начали производить полотняную ткань (Toile de Jouy - набивная ткань из г. Жуи-ан-Жоза) с печатным одноцветным рисунком, изображающим всевозможные пасторальные сценки на белом или кремовом фоне. По моде XVIII века занавеси подбирались под тканевую обивку стен, несколько позже занавеси, обои и обивку мебели стали подбирать в сочетании друг с другом.

    Полы. Паркетные полы продолжали с успехом применяться во Франции, в Англии же отдавалось предпочтение дубовым дощатым полам, а в 1750 г. вошли в моду ковры из узких полос, сшитых вместе и окаймленных бордюром.

    Воспроизведение стиля

    Создать эффект отделки стен и потолков панелями можно, применяя накладные рейки или даже бордюры из обоев. Можно использовать объемный эффект oиллюзионистической живописи", создающий впечатление отделки стен классическими пилястрами, нишами и балюстрадами. Возможны и более тонкие и воздушные рисунки - гирлянды, ленты, кисточки и банты. Современные обои, создающие эффект объема, можно наклеивать прямо на стены. Вы можете просто разделить стену по горизонтали, применив внизу отделку темными деревянными панелями на высоту стула, поместив вверху стены полосу темных обоев, образующих фриз, и отделав свободное пространство стены между панелями и фризом декоративной штукатуркой - отделка под "шубу" или под "шагрень".

    Окраска терракотового, оливкового и серого цветов, от темных до совсем светлых оттенков, успешно воспроизведет интерьер комнаты в раннем георгианском стиле, а латексные краски, разведенные до светлых оттенков зеленого, голубого, розового и серого, в сочетании с белой столяркой и лепниной создадут впечатление интерьера в стиле Роберта Адама. Роспись под мрамор или другие аффекты латексных красок также могли бы подойти для воспроизведения этого периода.

    Полы могут быть разными: простые дощатые, мореные и, возможно, защищенные полиуретановым лаком; паркетные с геометрическим узором; виниловые плитки, под мрамор или другой камень. На дощатый пол можно положить большой квадратный ковер, что тоже соответствует стилю этой эпохи.

    Большие подъемные окна можно декорировать шторами, занавесями или маркизами (единый кусок ткани, подтянутый вверх шнурами); могут также применяться ставни-жалюзи. Для создания впечатления неоклассического интерьера используйте карнизы для штор из резного и золоченого дерева. Для воссоздания георгианского стиля повесьте длинные занавеси на латунных карнизах с кольцами или разместите занавеси, искусно подхваченные кручеными шнурами с кистями. Стилистически подлинными тканями являются дамаст, бархат или хлопчатобумажная ткань с рисунком, набитым деревянной печатной формой, ситец и полотно из г. Жуи-аи-Жоза. Последние - в сочетании с обоями и другими тканями, что помогает в воспроизведении интерьера данного периода. Неокрашенный дамаст также очень подходит для этого стиля, его можно использовать и для обивки мебели.

    Большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие размеры комнаты, являются заключительным штрихом в воспроизведении интерьера этого стиля. Идеально, если зеркала будут в рамах с классическими мотивами (раковины или гребешки). Зеркало, размещенное над камином или между окнами, будет наиболее соответствовать стилю.

    Освещение должно быть нежным и приглушенным. Это свечи в подсвечниках георгианского стиля из серебра, ореха, красного дерева. Для дополнительного освещения обеденного стола или зеркала используйте свечи в канделябрах. При создании атмосферы XVIII века не следует использовать электрические канделябры, так как в этом случае освещение будет слишком ярким.(далее)

     

  •  

    Светильник Cubetto Роберто Памио

     

    Обновляем мебель

     

    Коллекция Африканского искусства


    Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.