Воспроизведение стиля
ГЛАВНЫМ в АРХИТЕКТУРЕ XVII ВЕКА стало искусство барокко, в котором
классические традиции и формы эпохи Возрождения свободно использовались
для создания потрясающего своей роскошью и великолепием стиля. Для
барокко характерно широкое использование сложных и причудливых элементов
и насыщенность ими отделки помещений и фасадов. Хотя барокко зародилось
в начале XVII века в Италии, особенное распространение оно получило
во Франции, в царствование Людовика XIV - Короля-Солнца, по чьему
приказу был создан великолепный дворец в Версале. XVII век внес
много изменений в планировку и убранство интерьера. Хотя и по-прежнему
пышно декорированные, здания к концу века превратились в жилища,
где комфорту и функциональности уделялось больше внимания.
Барокко родилось в Италии как папский стиль, который из Рима и
Ватикана просочился в другие города, а затем во дворцы знатных семей,
таких, как Медичи. Будучи стилем, в значительной степени парадным,
не предназначенным для частной жизни, барокко представляло собой
великолепный фон для изысканной светской жизни благородного общества
- для балов, приемов, банкетов и т. п. В сравнении с парадными жилые
помещения этого периода часто выглядели невыразительно и были скудно
декорированы.
Два величайших архитектора барокко - Бернини (1598-1680), известный
и сегодня своими римскими фонтанами, и Борромини (1599-1667), благодаря
которому в основном и распространилось барокко в Риме. Они, а также
и более поздние архитекторы барокко по всей Европе, продолжали использовать
классические ордера и как конструкционные, и как декоративные элементы,
не ограничиваясь пуристскими классическими канонами. Барочным подходам
свойственны свобода и витиеватость, склонность к кривым линиям,
многочисленным изгибам. Использование камня для наборных полов и
облицовки стен, применение большого количества пластичных - выпуклых
и криволинейных - лепных форм на стенах и потолках позволяли объединить
весь декор помещения в единую композицию, что вносило в интерьеры
атмосферу жизни, динамики и энергии. Большее внимание уделялось
меблировке, которая теперь являлась частью общего целого. Впервые
независимо от размеров интерьера мебель, включая стулья, небольшие
столики и кровати, специально создавалась для определенных помещений
вместе с соответствующими зеркалами, стены обшивались резными, позолоченными
и расписными панелями, украшались картинами в богатых резных деревянных
или лепных гипсовых рамах, расписывались потолки. Стиль барокко
отличался нагромождением разного вида искусств: фрески, живопись
и скульптура заполняли каждый проем между колоннами и тщательно
проработанными лепными элементами, сводчатые потолки украшались
фресками. Несмотря на это, благодаря совершенству пропорций и гармоничности
интерьер смотрелся как единое целое.
Во Франции стиль барокко приобрел свой особый характер - там это
усложненная и роскошная форма классицизма, и только позднее французское
барокко стало более витиеватым и причудливым. Ярким представителем
этого стиля был плодовитый архитектор Франсуа Мансар. В своих многочисленных
интерьерах он опирался на простую красоту классических форм и уделял
большое внимание тщательной планировке зданий, устройству и расположению
лестниц, галерей, жилых апартаментов в новой и оригинальной манере,
предлагая овальные и восьмиугольные помещения.
"Классическое барокко" достигло расцвета при Шарле Лебрене,
создавшем стиль Людовика XIV, который нашел наивысшее выражение
в обустройстве великолепных покоев дворца в Версале (1671-1681).
Сам Людовик XIV принимал живое участие в отделке своего дворца и
учредил Мануфактуру гобеленов специально для украшения королевской
резиденции. Цветной мрамор для стен и полов, узорчатый темно-зеленый
и темно-красный бархат, фонтаны, сводчатые потолки, росписи, создающие
иллюзию объема, картины в пышных рамах, сплошь зеркальные стены,
обои с золотыми и серебряными нитями, массивная серебряная мебель
- все объединялось для создания интерьеров, не имевших себе равных
по богатству и роскоши. Лебрен, с его тщательной проработкой каждой
детали интерьера, может считаться первым в мире многогранным профессиональным
художником-декоратором по интерьерам.
Барокко пришло и в Англию, как это видно на примере величественных
колонн и куполов собора Св. Павла, созданного архитектором Кристофером
Реном. Другие английские архитекторы, такие, как Хоксмор и сэр Джон
Вэнбру, подхватили новую стилистику, сотрудничая при разработке
напыщенного Бленхеймского дворца. Английское барокко никогда не
достигало такого величия, как во Франции и Италии, хотя стиль пышно
проявился в лепнине и резьбе по дереву.
Стены. Широко применялась обшивка стен деревянными панелями,
причем как сделанными из дерева в его естественном цвете и фактуре,
так и окрашенными в различные цвета: белый, светло-зеленый, светло-голубой.
Стены украшались гобеленами, позднее же сочетание дерева и гобеленов
сменилось росписью стен и потолков, имитирующей роскошные и причудливые
материалы, - например, мрамор, черепашьи панцири, лазурит.
Полы обычно выполнялись из просто обработанных деревянных досок,
которые покрывались соломенными циновками. Паркетные полы также
вошли в моду. Во Франции паркет делали преимущественно ромбовидной
формы и покрывали его персидскими, турецкими и савонерийскими коврами,
в то время как в Германии и Скандинавии богато инкрустированные
деревянные полы часто покрывались для защиты соломой. Главные же
комнаты нижних этажей в роскошных голландских домах были выстланы
плитками из черного и белого мрамора.
Окна. Деревянные переплеты сменились свинцовыми. Появились
раздвижные окна, использовавшиеся во Франции с 1640 г. Ставни были
наружными и всевозможных очертаний - к примеру, в Нидерландах верхняя
часть окон не закрывалась. Первоначально большинство окон было без
занавесей, но ближе к концу века появились легкие шелковые парные
занавеси на карнизах с кольцами, скрытыми ламбрекенами. Ткань занавесей
часто подбиралась под обивку стен и мебели.
Зеркала и свечи. Большие зеркала не производились до конца
века, но в помещениях, чтобы создать впечатление света и пространства,
часто развешивали группы зеркал. Свечи применялись в изобилии, а
подсвечникам придавались различные формы: тут и напольные канделябры,
и настенные бра, и низко висящие люстры. Материалом для нарядных
подсвечников служили латунь и всевозможные сплавы олова, серебро
же стало популярно лишь к концу века.
Мебель. В большинстве стран для изготовления солидной
резной мебели прямоугольных очертаний применялся дуб, а к концу
века в богатых домах в моду вошел орех, часто с инкрустацией (маркетри).
Высокие барочные стулья имели гнутые или витые ножки, резные спинки
и сиденья из плетеной соломки или обтянутые бархатом. Мебель в стиле
Людовика XIV, тяжеловесная и громоздкая, была популярна по всей
Европе.
Для облицовки стен можно использовать дубовые панели в сочетании
с гобеленами и дамасскими коврами ручной работы, панелями, окрашенными
под мрамор, или с обоями, рисунок которых основан на подлинных образцах
тканей XVII века. Пригодны также обои в восточном стиле, ширмы или
экраны.
Ощущение подлинности в драпировках может быть достигнуто
при помощи шелковых маркиз, поднимающихся и спускающихся на шнурах,
или венецианских жалюзи из деревянных планок. Из подходящих к атому
стилю тканей можно назвать тяжелые хлопчатобумажные или льняные
ткани с набивным рисунком, имитирующим рисунок эпохи английского
короля Якова I, ткани с ткаными или печатными узорами, ткани с узорами,
вышитыми тонкой шерстяной нитью, а также бархат и шелк блеклых тонов.
Для французского барокко используйте шелк, дамаст и муар, а для
придания более домашней обстановки - изысканный, украшенный узором
в индийском стиле миткаль.
Паркет и другие типы деревянных покрытий для пола можно
купить в готовом виде. Их можно оставить "чистыми" или
застелить индийскими и персидскими коврами. Вы можете также отшлифовать
и зашпаклевать уже существующие деревянные доски пола, а затем уложить
поверх них покрытие из натурального материала. Подойдут также черные
и белые поливинилхлорндные материалы, которые успешно имитируют
мраморный пол.
Мебель XVII века очень дорога, но существуют поздние ее
копии. Англичане и американцы часто покупают обеденные столы с дощатой
столешницей, украшенной декоративной каймой, с массивными ножками,
соединенными внизу, а также столы с откидной столешницей, комоды,
раздвижные столы. Для каждодневного пользования хороши простые стулья
с витыми ножками и тростниковым сиденьем или высокие стулья с плетеной
спинкой и мягким сиденьем, а также мягкие кресла для спальни и кровать
с четырьмя стойками и пологом.(далее)