Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















Семнадцатый век

Итальянское барокко
  • Франция
  • Англия
  • Стилистические приемы XVII века
  • Воспроизведение стиля

    ГЛАВНЫМ в АРХИТЕКТУРЕ XVII ВЕКА стало искусство барокко, в котором классические традиции и формы эпохи Возрождения свободно использовались для создания потрясающего своей роскошью и великолепием стиля. Для барокко характерно широкое использование сложных и причудливых элементов и насыщенность ими отделки помещений и фасадов. Хотя барокко зародилось в начале XVII века в Италии, особенное распространение оно получило во Франции, в царствование Людовика XIV - Короля-Солнца, по чьему приказу был создан великолепный дворец в Версале. XVII век внес много изменений в планировку и убранство интерьера. Хотя и по-прежнему пышно декорированные, здания к концу века превратились в жилища, где комфорту и функциональности уделялось больше внимания.

    Итальянское барокко

    Барокко родилось в Италии как папский стиль, который из Рима и Ватикана просочился в другие города, а затем во дворцы знатных семей, таких, как Медичи. Будучи стилем, в значительной степени парадным, не предназначенным для частной жизни, барокко представляло собой великолепный фон для изысканной светской жизни благородного общества - для балов, приемов, банкетов и т. п. В сравнении с парадными жилые помещения этого периода часто выглядели невыразительно и были скудно декорированы.

    Два величайших архитектора барокко - Бернини (1598-1680), известный и сегодня своими римскими фонтанами, и Борромини (1599-1667), благодаря которому в основном и распространилось барокко в Риме. Они, а также и более поздние архитекторы барокко по всей Европе, продолжали использовать классические ордера и как конструкционные, и как декоративные элементы, не ограничиваясь пуристскими классическими канонами. Барочным подходам свойственны свобода и витиеватость, склонность к кривым линиям, многочисленным изгибам. Использование камня для наборных полов и облицовки стен, применение большого количества пластичных - выпуклых и криволинейных - лепных форм на стенах и потолках позволяли объединить весь декор помещения в единую композицию, что вносило в интерьеры атмосферу жизни, динамики и энергии. Большее внимание уделялось меблировке, которая теперь являлась частью общего целого. Впервые независимо от размеров интерьера мебель, включая стулья, небольшие столики и кровати, специально создавалась для определенных помещений вместе с соответствующими зеркалами, стены обшивались резными, позолоченными и расписными панелями, украшались картинами в богатых резных деревянных или лепных гипсовых рамах, расписывались потолки. Стиль барокко отличался нагромождением разного вида искусств: фрески, живопись и скульптура заполняли каждый проем между колоннами и тщательно проработанными лепными элементами, сводчатые потолки украшались фресками. Несмотря на это, благодаря совершенству пропорций и гармоничности интерьер смотрелся как единое целое.

    Франция

    Во Франции стиль барокко приобрел свой особый характер - там это усложненная и роскошная форма классицизма, и только позднее французское барокко стало более витиеватым и причудливым. Ярким представителем этого стиля был плодовитый архитектор Франсуа Мансар. В своих многочисленных интерьерах он опирался на простую красоту классических форм и уделял большое внимание тщательной планировке зданий, устройству и расположению лестниц, галерей, жилых апартаментов в новой и оригинальной манере, предлагая овальные и восьмиугольные помещения.

    "Классическое барокко" достигло расцвета при Шарле Лебрене, создавшем стиль Людовика XIV, который нашел наивысшее выражение в обустройстве великолепных покоев дворца в Версале (1671-1681). Сам Людовик XIV принимал живое участие в отделке своего дворца и учредил Мануфактуру гобеленов специально для украшения королевской резиденции. Цветной мрамор для стен и полов, узорчатый темно-зеленый и темно-красный бархат, фонтаны, сводчатые потолки, росписи, создающие иллюзию объема, картины в пышных рамах, сплошь зеркальные стены, обои с золотыми и серебряными нитями, массивная серебряная мебель - все объединялось для создания интерьеров, не имевших себе равных по богатству и роскоши. Лебрен, с его тщательной проработкой каждой детали интерьера, может считаться первым в мире многогранным профессиональным художником-декоратором по интерьерам.

    Англия

    Барокко пришло и в Англию, как это видно на примере величественных колонн и куполов собора Св. Павла, созданного архитектором Кристофером Реном. Другие английские архитекторы, такие, как Хоксмор и сэр Джон Вэнбру, подхватили новую стилистику, сотрудничая при разработке напыщенного Бленхеймского дворца. Английское барокко никогда не достигало такого величия, как во Франции и Италии, хотя стиль пышно проявился в лепнине и резьбе по дереву.

    Стилистические приемы XVII века

    Стены. Широко применялась обшивка стен деревянными панелями, причем как сделанными из дерева в его естественном цвете и фактуре, так и окрашенными в различные цвета: белый, светло-зеленый, светло-голубой. Стены украшались гобеленами, позднее же сочетание дерева и гобеленов сменилось росписью стен и потолков, имитирующей роскошные и причудливые материалы, - например, мрамор, черепашьи панцири, лазурит.

    Полы обычно выполнялись из просто обработанных деревянных досок, которые покрывались соломенными циновками. Паркетные полы также вошли в моду. Во Франции паркет делали преимущественно ромбовидной формы и покрывали его персидскими, турецкими и савонерийскими коврами, в то время как в Германии и Скандинавии богато инкрустированные деревянные полы часто покрывались для защиты соломой. Главные же комнаты нижних этажей в роскошных голландских домах были выстланы плитками из черного и белого мрамора.

    Окна. Деревянные переплеты сменились свинцовыми. Появились раздвижные окна, использовавшиеся во Франции с 1640 г. Ставни были наружными и всевозможных очертаний - к примеру, в Нидерландах верхняя часть окон не закрывалась. Первоначально большинство окон было без занавесей, но ближе к концу века появились легкие шелковые парные занавеси на карнизах с кольцами, скрытыми ламбрекенами. Ткань занавесей часто подбиралась под обивку стен и мебели.

    Зеркала и свечи. Большие зеркала не производились до конца века, но в помещениях, чтобы создать впечатление света и пространства, часто развешивали группы зеркал. Свечи применялись в изобилии, а подсвечникам придавались различные формы: тут и напольные канделябры, и настенные бра, и низко висящие люстры. Материалом для нарядных подсвечников служили латунь и всевозможные сплавы олова, серебро же стало популярно лишь к концу века.

    Мебель. В большинстве стран для изготовления солидной резной мебели прямоугольных очертаний применялся дуб, а к концу века в богатых домах в моду вошел орех, часто с инкрустацией (маркетри). Высокие барочные стулья имели гнутые или витые ножки, резные спинки и сиденья из плетеной соломки или обтянутые бархатом. Мебель в стиле Людовика XIV, тяжеловесная и громоздкая, была популярна по всей Европе.

    Воспроизведение стиля

    Для облицовки стен можно использовать дубовые панели в сочетании с гобеленами и дамасскими коврами ручной работы, панелями, окрашенными под мрамор, или с обоями, рисунок которых основан на подлинных образцах тканей XVII века. Пригодны также обои в восточном стиле, ширмы или экраны.

    Ощущение подлинности в драпировках может быть достигнуто при помощи шелковых маркиз, поднимающихся и спускающихся на шнурах, или венецианских жалюзи из деревянных планок. Из подходящих к атому стилю тканей можно назвать тяжелые хлопчатобумажные или льняные ткани с набивным рисунком, имитирующим рисунок эпохи английского короля Якова I, ткани с ткаными или печатными узорами, ткани с узорами, вышитыми тонкой шерстяной нитью, а также бархат и шелк блеклых тонов. Для французского барокко используйте шелк, дамаст и муар, а для придания более домашней обстановки - изысканный, украшенный узором в индийском стиле миткаль.

    Паркет и другие типы деревянных покрытий для пола можно купить в готовом виде. Их можно оставить "чистыми" или застелить индийскими и персидскими коврами. Вы можете также отшлифовать и зашпаклевать уже существующие деревянные доски пола, а затем уложить поверх них покрытие из натурального материала. Подойдут также черные и белые поливинилхлорндные материалы, которые успешно имитируют мраморный пол.

    Мебель XVII века очень дорога, но существуют поздние ее копии. Англичане и американцы часто покупают обеденные столы с дощатой столешницей, украшенной декоративной каймой, с массивными ножками, соединенными внизу, а также столы с откидной столешницей, комоды, раздвижные столы. Для каждодневного пользования хороши простые стулья с витыми ножками и тростниковым сиденьем или высокие стулья с плетеной спинкой и мягким сиденьем, а также мягкие кресла для спальни и кровать с четырьмя стойками и пологом.(далее)

     

  •  

    Светильник Cubetto Роберто Памио

     

    Обновляем мебель

     

    Коллекция Африканского искусства


    Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.