Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















Девятнадцатый век

Стилистические приемы XIXвека
  • Воспроизведение стиля

    XIX ВЕК - это время непрерывных изменений в дизайне интерьеров. Неоклассицизм сменился более свободным и менее формальным подходом, при этом архитекторы и дизайнеры в поисках идей с большим энтузиазмом обратились к давно минувшим эпохам. Историзм можно назвать одной из самых характерных тенденций в искусстве XIX века. Теперь заказчик сам выбирает тот или иной исторический стиль для строительства: королева Виктория строит на острове Уайт тосканскую виллу Осборн-Хаус, но в постройке замка Балморал в Шотландии она отдает предпочтение шотландскому баронскому стилю; Наполеон III выбирает готический стиль для реставрации замка в Пьерфоне и барокко для интерьеров Лувра. Взрыв массового производства в художественной промышленности XIX века сделал эти стили, в прежние времена бывшие прерогативой богатых, доступными для обычного домовладельца, хотя они часто упрощались. Среди множества исторических направлений, вдохновлявших архитекторов и дизайнеров в этот век историзма, наиболее популярны были следующие:

    Китайский стиль. Европейская интерпретация китайского искусства впервые появилась в XVII веке; и это направление оставалось очень модным в интерьерах вплоть до конца XVIII - начала XIX века. Такие декоративные мотивы, как пагоды, драконы и лотосы, использовались для нарядного лепного декора и резьбы по дереву в мебели (китайский чиппендейл), текстиле и фарфоре. Большая часть товаров ввозилась с Дальнего Востока. Китайские мотивы использовались для декорирования целых комнат, они были особенно популярны в оформлении дамских спален. Наиболее знаменитый пример использования китайских декоративных мотивов-Королевский павильон в Брайтоне, в Англии, построенный в 1815 - 1820 гг. К этому времени стиль стал более тяжелым по сравнению с ранними примерами, которые более причудливы и изящны. В Америку китайский стиль пришел в 1760 г. и был использован для столовой в Ганстон-Холле в Виргинии.

    Псевдоготика и готическое возрождение. Под термином "псевдоготика" понимается возрождение романтического "криволинейного" средневекового стиля, которое началось в конце XVIII века в противовес более Сдержанным и формальным полукружиям и прямым линиям палладианского классицизма. Псевдоготический стиль Стробери-Хилла, виллы известного писателя Хораса Уолпола в Туикнеме близ Лондона, был причудливым воспроизведением стрельчатых арок, сводчатых потолков, тонких колонн и окон в виде ажурного трилистника.

    Многие английские архитекторы переняли этот стиль для создания романтического и живописного эффекта. Хотя очертания и формы будто бы возвращают назад к готической архитектуре, пропорции и атмосфера стали совершенно другими. Например, вместо мощных каменных пилонов величественных средневековых соборов использовались отливки из металлов для тонких колонн и гипсовые нервюры - для декорирования сводчатых потолков. Но все это изменилось в 1840-х годах, когда готическое возрождение стало базироваться на археологии и от металла и гипса вернулись к камню. Одним из самых выдающихся примеров нового подхода служит Здание Парламента в Лондоне, которое было перестроено после пожара 1834 г. сэром Чарлзом Бэрри и А. У. Пьюджином в стиле так называемой перпендикулярной готики. Высокая викторианская готика пышно расцвела в Британии между 1855 и 1885 годами и использовалась для строительства ратуш, отелей, университетов, школ, загородных домов и даже железнодорожных вокзалов. Однако развитие массового производства привело к тому, что во всех этих подражаниях готике отсутствовали дух и грация подлинного средневековья.

    Викторианский эклектизм. Викторианский период был периодом эклектизма, который беспорядочно смешивал разные исторические стили в домах британского среднего класса, усиливая роскошь рисунков и узоров, яркость окраски стен и тяжесть портьерных тканей. Мебель загромождала помещения, стулья и диваны были снабжены пружинами с богатой, часто стеганой обивкой. Стены завешивались картинами и миниатюрами, а любое подходящее место заполнялось безделушками (керамическими вазами, куполообразными стеклянными ларцами, лампами и сувенирами). Взрыв в развитии способов массового производства был ярко продемонстрирован на Всемирной промышленной выставке в 1851 году, которая проводилась в специально построенном из стекла и металла Хрустальном дворце в лондонском Гайд-Парке. Массовое производство дало возможность значительно большему числу людей улучшить декоративную отделку своих жилищ, для многих жизнь стала более комфортабельной. К несчастью, новизна часто побеждала красоту. Истинное новаторство было редким явлением при господстве стиля, все еще опиравшегося на смешение разных форм и мотивов прошлых лет.

    Движение "Искусств и ремесел". По мере развития массового производства зарождалось и движение протеста, стремящееся изменить стереотипы массового производства в дизайне. Уильям Моррис (1834 - 1896), дизайнер по тканям, отозвался об экспонатах выставки Хрустального дворца как о "тоннах и тоннах неописуемого хлама". Именно он начал художественную реформу и стал вдохновителем группы архитекторов и художников, которые сетовали на падение вкуса и объявили войну викторианскому беспорядку и боязни свободного пространства. Цель художественной реформы состояла в возрождении ручных ремесел, в результате чего появился простой домашний стиль в обстановке интерьеров, очень подходивший людям среднего класса. Красный дом, построенный для Морриса в Бекслихитте близ Лондона в 1859 г., стал отправной точкой нового стиля. Фирма "Моррис и компания", основанная в 1861 г., производила мебель, ковры, обои и ткани. Все это выполнялось традиционными методами и на высоком качественном уровне, но в то же время сохранялась и простота. Золотое правило Морриса гласило: "В доме должно быть только полезное или красивое". Комнаты в стиле Морриса были тщательно оформлены в благородном и довольно сдержанном стиле при некотором снижении комфорта. Мебель для каждодневного использования была простой и незамысловатой и выполнялась вручную. Типичные примеры такой мебели - неполированные дубовые скамьи и стулья с плетеными сиденьями. К концу века это движение энергично подхватили и в Америке, где оно получило название "ремесленный стиль", разрабатывавшийся Густавом Стикли.

    Возрождение стиля королевы Анны. Отличительными чертами возрожденного стиля королевы Анны, распространившегося в Англии примерно с 1860 г., стали окрашенные в белый цвет подъемные окна с криволинейными фронтонами и чудесными балконами, расшитая кирпичная кладка и терракота, примененные архитектором Норманом Шоу для "садового пригорода" в Бедфорд-Парке на западе Лондона. С 1870-х годов стиль королевы Анны широко распространился в Америке, где для кровель, веранд и декоративной отделки фасадов применялся гонт.

    Стиль ар нуво. Стиль ар нуво, последовавший за движением "Искусств и ремесел", проявился сначала в книжных иллюстрациях, изделиях из стекла, тканях и мебели. Характерные для него криволинейные мотивы основывались на волнообразных линиях растительных орнаментов, очертаниях струящихся волос, движущихся волн и пляшущих языков пламени. Истоки стиля можно проследить до асимметрии рококо еще в начале XVIII века. Некоторые фасады и интерьеры целиком были созданы при помощи взаимодействия органических форм и волнообразных линий. Название стиля произошло от названия парижского магазина "La Maison de I'Art Nouveau", который открылся в 1895 г. и предлагал авторские работы в стиле "новое искусство".

    Стиль ар нуво распространился по всей Европе. Так, например, несколько известнейших европейских интерьеров были созданы Виктором Орта (1861-1947) в Брюсселе. Эти интерьеры в стиле ар нуво особенно запоминались благодаря своей витой ковке. Орта был и дизайнером и архитектором; он проектировал все: от дверных ручек до витражей из цветного стекла, которые использовались не только для окон и дверей, но и для целых потолков. Во Франции художником, работавшим в этом направлении и выполнявшим весь интерьер полностью был Анри Гимар (1867-1942). Созданный им стиль назвали в его честь "стилем Гимара". Гимар был известен, прежде всего, оформлением входов в парижское метро. В Испании свой вариант стиля ар нуво создал Антонио Гауди (1852-1926) и использовал его в СВОИХ причудливых зданиях в Барселоне и ее окрестностях. В Англии "новое искусство" - модерн - представлял магазин "Либертиз" на Риджент-стрит, торговавший обоями и тканями.

    Однако сдержанную и утонченную британскую версию ар нуво развил шотландский архитектор Чарлз Ренни Макинтош (1868-1928), который известен своими удлиненными формами и пастельными цветами. Композиционную основу интерьеров Макинтоша составляли узоры из слегка изгибающихся вертикальных линий, которые заканчивались стилизованными лепестками и ответвлениями плоскостных кривых. Эти узоры были также отражены в свободно стоящей и встроенной мебели, в отделке поверхностей, в тканях и металлических изделиях. Характерно, что окна и двери не обрамлялись, а углублялись в стены, что подчеркивало их прочность и массивность. Общее впечатление от интерьеров Макинтоша - скорее некоторая угловатость, а также сдержанность и скупость, чем криволинейность и перегруженность.

    Сдержанные вертикальные линии Макинтоша были плодом влияния группы венских архитекторов-дизайнеров: Отто Вагнера, Йозефа Хофмана и Йозефа Ольбриха. Стиль, созданный ими, был назван "се-цессион". Они отказались от излишеств бельгийцев и французов в пользу более строгой манеры, подвергшейся также большому влиянию блистающей, как драгоценные камни, живописи Густава Климта (1862- 1918).

    Стилистические приемы XIX века

    В начале века дома отличались легкостью атмосферы, обстановки и цвета: популярными стали светлый и яркий желтый, зеленый и алый; полосатые или украшенные узорами в виде растительных стеблей, приглушенные по цвету занавеси из полотна, шелка или ситца были отдернуты в стороны, для того чтобы как можно больше света проходило сквозь большие окна.

    Английская мебель времен Регентства была невысокой, с преобладанием горизонтальных линий и членений; простых и массивных форм с мягкими закруглениями; с тростниковым плетением (стулья) и каннелированными поверхностями. Типичная черта - гнутые дугой ножки и частое обращение к египетским темам: листья лотоса, сфинксы и т. п.

    Во французском стиле ампир использовалось обилие ткани, так что интерьер наполнялся беспорядочно драпированными тканями, становясь как бы сплошь обернутым. Драпировалось все: кровати и окна; особым приемом (тканью, собранной в складки и фалды) драпировались стены, а иногда и потолки (для создания эффекта шатра); волны ткани обрамляли и зеркала; и даже спинки и ножки стульев украшались тканью.

    В викторианский период беспорядочно смешивались стили разных эпох, в итоге получался "многослойный" викторианский стиль или отсутствие определенного стиля. Викторианский стиль переполнял гостиные мебелью и украшениями. Узоры для ковров и обивки стен могли быть разными. Впервые сочетания цветов и стилей стали меняться от комнаты к комнате. Во второй половине века комнаты в одном доме могли нести черты нескольких совершенно разных стилей: готика или стиль эпохи Тюдоров - для столовых и библиотек; рококо - для более женственных гостиных и будуаров.

    Для фризов и угловых украшений стен и потолков использовалась техника "раппорта" - нанесение узоров по трафарету, но все более распространенным отделочным материалом становились обои. Промышленный метод непрерывного накатывания узора на обои был запатентован в начале XIX века, и их массовое производство началось с 1840-х годов. Качество обоев было разным, от простых узоров на одноцветной и блестящей сатинированной бумаге до искусно изготовленных хлопчатобумажных обоев с пасторальными сценками, в производстве таких обоев особенно отличались французы. В викторианскую эпоху стены разделялись на три части: цоколь - от пола до панели, панель - до уровня архитрава или рейки для подвешивания картин, и далее - от архитрава до потолка, включая карниз. Панель формировала важный горизонтальный пояс по периметру комнаты и часто декорировалась обоями с выпуклым рисунком, который имитировал лепнину, окрашенную в темный цвет или покрытую лаком. Над панелью шли богато украшенные рисунками темные обои, которые служили фоном для множества картин в позолоченных рамах и зеркал. Белые потолки вышли из моды, темные цвета считались более уютными и практичными, так как газовые и масляные лампы оставляли неприятные пятна на потолках.

    Полы вестибюлей, веранд и портиков выполнялись преимущественно из изразцов. Изразцы из всевозможных цветных глин выкладывались узором. Движение "Искусств и ремесел" предлагало использовать в жилых помещениях дубовые протравленные полы. Однако в середине XIX века в жилых интерьерах среднего класса появились многокрасочные ковры, которые стали доступны теперь благодаря высокопроизводительным ткацким станкам.

    Окна. Шторы, применявшиеся в этот период, были обычно очень декоративными, с рисованным или печатным рисунком и ткаными узорами. Появились также и новые жаккардовые ткацкие станки, предназначенные для массового производства тканей. На них производились яркие, цветные, фактурные отделочные полотняные и парчовые ткани. Эти ткани применялись очень широко, и не только для драпировок, но и для бахромы, тесьмы, кистей, украшавших покрывала на любую плоскую поверхность: большие письменные столы, фортепьяно и небольшие столики разного назначения. Однако драпировок в спальнях было меньше в связи с новым веянием в области гигиены: для свободной циркуляции воздуха. Поэтому вошли в моду незадрапированные кровати с латунными или железными каркасами.

    Мебель. В викторианский период изготовление удобной мягкой мебели достигло уровня настоящего искусства. Диваны| и мягкие кресла были теперь с пружинами, набивные, стеганные гвоздиками с пуговичной шляпкой для закрепления набивки (например, "честерфилдовский" диван). Плавные линии изогнутых спинок продолжались в подлокотниках, стулья для столовых имели закругленные и мягкие сиденья. Появилась комната нового назначения - "общая комната", предвестница небольших квартир.

    "Уютному беспорядку" противостояли интерьеры в "баронском стиле", одном из направлений готического возрождения. В таких интерьерах присутствовали: цветное стекло витражей, темные обои с золочеными узорами и яркими цветовыми контрастами, резная мебель с вставками из других материалов.

    "Уильям Моррис оставил богатое наследие элегантных обоев и тканей с изображениями цветов, фруктов и животных, а также ксилографии (гравюра на дереве) в однообразных, приглушенных тонах, основанных на натуральных растительных красителях. Для придания интерьеру стилистики движения "Искусств и ремесел" используйте покрытую красным лаком деревянную резную обшивку стен до высоты плеча, а завершите ее полкой с выставленной на ней коллекцией различной посуды.

    Воспроизведение стиля

    Принимая во внимание разнообразие стилей этого периода, среди которых вы можете выбирать, необходимо решить, придерживаться ли какого-либо одного конкретного стиля - ампир, стиль периода Регентства, викторианский, стиль эпохи готического возрождения - или предпочесть соединение разных стилей с хорошо сочетающимися мотивами.

    Стены. Стены в стиле периода Регентства следует декорировать фризами с классическими мотивами, например урнами, розетками или корзинами фруктов в стиле ампир. Карниз с невысоким гипсовым рельефом и потолочная розетка в виде стилизованного цветка или растительного орнамента придадут интерьеру викторианский стиль. Панель необязательна, но было бы неплохо иметь деревянную рейку для подвешивания картин, расположенную на высоте, равной трем четвертям высоты комнаты, что зрительно уменьшит обширное пространство стены.

    Цвета темно-красные и коричневые были любимыми в викторианскую эпоху, тогда как движение 'Искусств и ремесел" предлагало более мягкие и естественные сочетания цветов. Чтобы придать сходство с этим движением, деревянные детали следует красить в светлые тона, а стены в контрастные: глубокий синий и коричневый или золотистый и зеленый. Для придания интерьеру эдвардианского характера используйте разные оттенки светлых тонов и пастельные тона, например: шторы белых и пастельных оттенков; деревянные детали (включая стенные панели), окрашенные в белый или кремовый цвета или комбинацию из нежных розовых и голубых оттенков; белый или серый - как фон для стен.

    Полы. В местах сильного износа, например крыльцо, прихожая и кухня, следует укладывать полы на керамической плитки. Теперь существуют неотличимые копии разноцветных изразцов. В комнатах уместны крашеные деревянные полы и ковры, целиком покрывающие пространство пода. Спальни в викторианском стиле могут остаться без ковров. Занавеси следует использовать в изобилии, при желании и на дверях. Для подражания викторианскому стилю занавеси должны быть темными, с бахромой или кистями, и увенчаны замысловатым ламбрекеном. Занавеси из портьерной ткани должны закрывать второй слой кружевных иди газовых занавесей.

    Различные аксессуары, например ширмы, можно использовать для создания викторианских интерьеров; они и сейчас добавят таинственности атмосфере комнаты. Другие детали воспроизвести сегодня тоже достаточно просто. Это, например, комнатные растения, сгруппированные вместе на декоративной консоли. В большой моде в викторианскую эпоху были папоротники, а высокие пальмы и азиатские ландыши с глянцевыми листы-ми помещались в отдельные жардиньерки и служили центром композиции интерьера.(далее)

     

  •  

    Светильник Cubetto Роберто Памио

     

    Обновляем мебель

     

    Коллекция Африканского искусства


    Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.