|
Ольга Орлова.
Просто стены
Впервые
картины художника Леонида Семейко я увидела два года назад в залах
ЦДХ. На белых стенах - живопись, изображающая архитектуру. И не
архитектурные пейзажи, а двери, окна, куски штукатуреных стен, ослепительные,
освещенные, чистые, несмотря на ветхость, пыль или уличный фольклор,
запечатленный на них... Чистыми они казались еще из-за тонкости
цвета. Ведь когда объект изображения минимален, есть возможность
"полюбоваться" нюансами цветовых переходов лососево-розовых, желтых
и пыльно-серых
стен или лессировочно написать все оттенки ржавчины железных ворот
старого гаража. И было в них еще что-то, совершенно особенное, похожее
на дежавю. Не в смысле "где-то это я уже видела", конечно, видела,
много раз на улицах, проходя и не замечая. Я говорю об ощущении,
когда сразу и вдруг - все ассоциативные связи со своими собственными
дверьми, окнами, дворами... Как могут выглядеть воспоминания о решетках?
Да очень просто. У меня есть собственные, например, о литой ограде
с римскими урнами и скрипичными ключами вокруг музыкальной школы,
куда я исправно ходила пять лет. Мы висли на ней на переменках,
а потом, много лет спустя, проезжая на свадебных машинах, притормозили
и сфотографировались на ее фоне, говоря, что потом соврем, что были
в Ленинграде. На фотографиях она получилась совсем не питерской,
а какой-то кладбищенской, сиротской,
Сейчас, иногда проходя мимо, я вижу ее, покосившуюся, с "выбитыми"
зубами скрипичных ключей. И все-таки есть в ней красота гибких прутьев,
красочных сколов и воспоминаний... Именно это я и нашла у художника
Семейко. Детально воспроизведенные архитектурные части, "фрагменты"
(как их называет сам автор) чего-то целого. Вот это конкретное окно
совсем недавно было абсолютно анонимным, оно было только частью
окон второго "парадного" этажа какого-нибудь скромного классического
дома. А сейчас оно уникально. Запечатлено портретно со всеми своими
типическими и одновременно индивидуальными чертами. Потому что все
семь, или сколько их там было, одинаковы и, конечно же, все единичны.
Потому что одно заложили кирпичом, а потом оштукатурили, когда в
особняке размещался лазарет, другое, то в котором новые пластиковые
переплеты, - "лицо" офиса крохотной риэлтерской фирмы, а то, которое
здесь, на картине, хранит следы бесконечных обновлений и воспоминаний
о московском адвокате, подарившем особняк молодой жене на свадьбу,
лазарете и советской бюрократической конторе, которая так и доживает
в нем. И вы понимаете, что нет безличных окон или никому не принадлежащих
стен. Когда-то
в восьмидесятых австрийский архитектор Хундертвассер, протестуя
против агрессии унифицированных стен, раскрашивал унылые фасады
венских домов мультяшно-пестрыми наличниками. Он говорил, что человек
будет отождествлять себя с этим окном, оно будет своеобразным маркером,
отчерчивающим его пространство в бездушном городе. Но ведь возможно
и так, как у Леонида Семейко, разглядывая и угадывая индивидуальность
типического. Конечно, это не вызов анонимности архитектурных деталей
и не взгляд историка, архивно запечатлевающего все трещинки и паутину
веков. Сам художник говорит, что не надо искать какой-то особой
концепции, он просто пишет то, что ему нравится. Но пишет так, что
хочется придумать много историй о людях, здесь живших или просто
проходивших мимо.
Кстати, пишет он не только эстетские "сиротские" виды... У художника
Семейко есть роскошные полотна с чистыми штукатуреными стенами,
кусками майоликовых фризов и витражных окон гламурных московских
особняков эпохи модерна. Великолепно сделанные, "вкусные", эти живописные
архитектурные "фрагменты" внешне очень эффектны и приковывают взгляд,
но зритель более искушенный, скорее, полюбит просто портал, просто
окно, просто дверь. Из-за их чистоты и немыслимого солнца, рисующего
геометрически правильные тени.
|
|