|
Ольга Орлова
Искусство глиптики
Отправляясь
в мастерскую скульптора, занимающегося глиптикой Владимира Красикова,
я знала лишь, что "глиптика", "гемма", "камея" - понятия из одного
художественного ряда и, в общих чертах, обозначают они резьбу на
драгоценных или полудрагоценных камнях. На память приходили старые
фотографии с дамами в блузах с высокими стоячими воротниками, где
под подбородком, в пене кружев непременно прикалывалась брошь с
античным профилем. Уже в мастерской, разглядывая миниатюрные шедевры,
поняла, что глиптика - общее для всех этих работ название, гемма
же - резная пластина, изображение на которой может быть врезанным,
(такие камни использовали как печати), и тогда это - инталия или
выпуклым - и тогда это камея. В древности геммы украшали жреческие
венцы, их вставляли в медальоны и фибулы, оправляли в золото и серебро
колец, серёг и шпилек для волос. Фантастическая твёрдость материала
позволила сохранить первоначальную красоту агатовых, сердоликовых,
гранатовых пластин с более чем двухтысячелетней историей.
Так что вещам, создающимся сейчас, суждено будет пережить и создателя
и многочисленных владельцев, поскольку они вечные. Разглядывание
камеи - особенное удовольствие и почти волшебное действо. В одном
из своих писем известная собирательница гемм Екатерина II признавалась,
что её эрмитажная коллекция - "неисчерпаемый источник всяких познаний".Понятно,
что речь могла идти о надписях, оставленных на камнях, сюжете, примерной
датировке, то есть о том, что волнует
настоящего коллекционера и исследователя. Но нужно ещё иметь в виду,
что подлинную красоту некоторых камней невозможно увидеть простым
зрением. В той мастерской я держала в руках инталию на камне размером
1,5 х 0,8 см. с символическим изображением зодиакального созвездия
Водолея. И только в микроскоп можно было разглядеть, как рельефно
проработано хрупкое тело мальчика-водоноса, как струится (то есть
абсолютно буквально) вода из его кувшина. Настоящее чудо. А у Владимира
Красикова есть куда более удивительные вещи. Например, пластина
горного хрусталя с сюжетом "Пиковой дамы", где Герману является
призрак графини. Причём сам герой выполнен в технике камеи, а старуха
- в инталии. "Но это же логично, - говорит художник, - ведь она
из другого потустороннего мира"... Традиционно геммы оправляют в
драгоценные металлы, но некоторые работы требуют особенного обрамления.
Для "Пиковой дамы" первоначально предполагалась бронзовая рама с
рельефами на тему одноимённой оперы Чайковского, но получилось,
по словам художника, как-то уж очень прямолинейно: " Сейчас думаю,
что этобудут герои итальянской комедии масок - Дель арте. И они
- Тарталья, Панталоне, Арлекин будут разыгрывать действия драмы...".
Другая рама объединила сразу три вещи
и получилась концептуальная работа, своеобразное посвящение воцерковлению
России. Цветные камеи на раковине с иконографическими мотивами "Умиления",
"Благовещения" и "Преображения" как иконы держат, отлитые в бронзовом
рельефе, русичи. И всё это вместе помещено на доску, подобную иконной
(с опольями и впадиной-ковчегом). Удивительно, что многоцветные
камеи режутся почти в слепую. Скульптор ориентируется на цветные
слои среза раковины, агата или кремня. Но всё равно остаётся загадкой,
как возможно просчитать цвет слоя, чтобы он совпал с фиолетовыми
одеждами богородицы, нежным розовым румянцем на лице божественного
младенца или металлическим голубым блеском доспехов воительницы
Жанны Д'Арк.
Сам художник говорит, что это всего лишь опыт и чутьё. Сюжеты гемм,
которые создаёт Владимир Красиков, чрезвычайно разнообразны. Иногда
это прямые цитаты древних античных вещей, иногда своеобразное художественное
переосмысление какого-нибудь известного шедевра. Так произошло со
знаменитой камеей Гонзага, которую Жозефина Богарне подарила в начале
XIX века русскому императору Александру. Довольно крупная (15,7
х 11,8) цветная камея из сардоникса была перенесена художником в
инталию на пластине прозрачного горного хрусталя с размерами в пять
раз меньшими, чем оригинал. А ещё это могут быть портреты людей
давно минувших эпох - Анны Ярославны, русской княжны и французской
королевы, красноярского протоирея Василия Дмитриевича Касьянова
(одного из образованнейших людей своего времени и пра-прадеда художника)
или композиция-посвящение любимому композитору. Музыкой Баха навеяна
изумительная по красоте камея, составленная из кусочков раковины
в виде узкого стрельчатого окна, где органные трубы "прорастают"
фигурами ангелов. Как многие вещи подобного рода она сделана так,
что ею можно любоваться и как тончайшим белым рельефом на оранжево-палевом
фоне, и разглядывая напросвет. Тогда камея оживает, проявляются
дополнительные нюансы, расчитанные на свечение. Понятно, что со
временем камеи уходят от автора. "Находят" новых владельцев, "поселяются"
в музеях и частных коллекциях. С какими-то невозможно расстаться
ни при каких обстоятельствах, а вот эту "музыкальную" художник мечтает
отправить в подарок городу, подарившему миру Баха - Ейзенах.
|
|