Главная страница
F.A.Q. E-mail Контакты Поиск Форум Регистрация


















Интерьер/Арабские комнаты

Ольга Орлова

Арабские комнаты европейских домов.

Наверняка, в иллюстрированных альбомах по современному интерьеру или просто в журналах, вам встречались комнаты в арабском стиле. Пёстрые ковры, звёздчатые решётки на окнах, низкие, инкрустированные перламутром столики, цветные подушки с кистями - подобные детали создают в таких интерьерах восточный, а точнее арабский дух. Невероятно популярны такие арабские комнаты сейчас во Франции и Испании. Бывшие колонии - Марокко и Алжир подарили французским дизайнерам волшебный мир, богатый орнаментом и цветом, а период мавританского господства в Испании сказался в постоянных декоративных заимствованиях в пышной и изысканной культуре арабского Востока. Но история европейского "арабского" интерьера отнюдь не исчерпывается современными его интерпретациями. Арабские комнаты можно найти во дворцах и усадьбах XIX в., причём не только в далёкой Испании или Франции, но и в России...

Тогда, в период эклектики, где стили накладывались друг на друга в немыслимом сочетании, рождались новые интерьерные пристрастия. Одним из таких увлечений и был арабский стиль. Экзотика Востока, его утончённая роскошь воссоздавались в гостиных и будуарах, где устраивались крошечные бассейны и фонтаны, а в серебренных и фарфоровых чашках курились благовонии. Такие интерьеры украшали цветные орнаменты и рельефы, глазурованные плитки и кованые решётки. Не только интерьеры, но и фасады, похожие на дворцы из "Тысячи и одной ночи", завладели умами архитекторов и их заказчиков где-то с 60-х гг. XIX в. Арабские мотивы можно заметить на фасадах алупкинского дворца М. Воронцова, а одними из самых красивых интерьеров Петербурга второй половины XIX в. по праву считались арабские комнаты Юсуповского дворца и дворца Великого князя Владимира Александровича. Тончайшие орнаментальные росписи (их называли арабески) покрывали стены и своды комнат. Окна и дверные проёмы в форме широкой стрельчатой арабской арки или подковы обрамлялись золочёными "плетёными" рамами. Полы, забранные поливной глазурованной плиткой, воспроизводили декор замка Альгамбра, а мебель в арабском духе, с перламутром и золочением, изготавливалась в петербургских мебельных мастерских. Религиозный запрет на изображения людей и животных позволил арабскому орнаменту интерпретировать не только растительные мотивы, но и тексты священных книг. Наиболее часто в европейских интерьерах воспроизводились как раз арабские куфические письмена (алфавит, изобретённый в городе Аль-Куфа), которые были так красивы, что становились самостоятельным орнаментальным мотивом. При этом в расчёт совершенно не бралась смысловая озвученность текста. В результате, где-нибудь в светской петербургской гостиной в верней части стены, декоративный фриз куфическим письмом семикратно гласил, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк его. Но, даже безотносительно к арабской вязи, эти интерьеры воспроизводили даже не столько сам арабский интерьер, сколько европейское представление о нём. И очень часто мавританское искусство смешивалось там с персидским, турецким и даже китайским. И всё это - ради достижения невыразимо прекрасных, сказочных восточных интерьеров. Впрочем, как и сейчас - никто не цитирует дословно подлинные арабские интерьеры. Даже ткани - непременный атрибут таких комнат (занавеси, подушки, ковры) изготавливаются в Европе. Подлинными в таких интерьерах бывают лишь туристические трофеи из дальних путешествий или счастливые находки на блошиных рынках. Какой-нибудь медный фонарь, чернёный кувшин с узким горлом, или изразец с геометрическим звёздчатым рисунком может стать проводником в мир арабского интерьера. Конечно, нас разделяют культура, религия, климат и просто - представления о комфорте. Но сегодня, как и когда-то волшебные арабские сказки оживают в европейских комнатах.

 

 

 

Светильник Cubetto Роберто Памио

 

Обновляем мебель

 

Коллекция Африканского искусства


Дизайн сайта выполнен группой MC-kvadrat.