|
Ольга Орлова
Арабские комнаты европейских домов.
Наверняка,
в иллюстрированных альбомах по современному интерьеру или просто
в журналах, вам встречались комнаты в арабском стиле. Пёстрые ковры,
звёздчатые решётки на окнах, низкие, инкрустированные перламутром
столики, цветные подушки с кистями - подобные детали создают в таких
интерьерах восточный, а точнее арабский дух. Невероятно популярны
такие арабские комнаты сейчас во Франции и Испании. Бывшие колонии
- Марокко и Алжир подарили французским дизайнерам волшебный мир,
богатый орнаментом и цветом, а период мавританского господства в
Испании сказался в постоянных декоративных заимствованиях в пышной
и изысканной культуре арабского Востока. Но история европейского
"арабского" интерьера отнюдь не исчерпывается современными его интерпретациями.
Арабские комнаты можно найти во дворцах и усадьбах XIX в., причём
не только в далёкой Испании или Франции, но и в России...
Тогда, в период эклектики, где стили накладывались друг на друга
в немыслимом сочетании, рождались новые интерьерные пристрастия.
Одним из таких увлечений и был арабский стиль. Экзотика Востока,
его утончённая роскошь воссоздавались в гостиных и будуарах, где
устраивались крошечные бассейны и фонтаны, а в серебренных и фарфоровых
чашках курились благовонии.
Такие интерьеры украшали цветные орнаменты и рельефы, глазурованные
плитки и кованые решётки. Не только интерьеры, но и фасады, похожие
на дворцы из "Тысячи и одной ночи", завладели умами архитекторов
и их заказчиков где-то с 60-х гг. XIX в. Арабские мотивы можно заметить
на фасадах алупкинского дворца М. Воронцова, а одними из самых красивых
интерьеров Петербурга второй половины XIX в. по праву считались
арабские комнаты Юсуповского дворца и дворца Великого князя Владимира
Александровича. Тончайшие орнаментальные росписи (их называли арабески)
покрывали стены и своды комнат. Окна и дверные проёмы в форме широкой
стрельчатой арабской арки или подковы обрамлялись золочёными "плетёными"
рамами. Полы, забранные поливной глазурованной плиткой, воспроизводили
декор замка Альгамбра, а мебель в арабском духе, с перламутром и
золочением, изготавливалась в петербургских мебельных мастерских.
Религиозный запрет на изображения людей и животных позволил арабскому
орнаменту интерпретировать не только растительные мотивы, но и тексты
священных книг. Наиболее часто в европейских интерьерах воспроизводились
как раз арабские куфические письмена (алфавит, изобретённый в городе
Аль-Куфа), которые были так красивы, что становились самостоятельным
орнаментальным мотивом.
При этом в расчёт совершенно не бралась смысловая озвученность текста.
В результате, где-нибудь в светской петербургской гостиной в верней
части стены, декоративный фриз куфическим письмом семикратно гласил,
что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк его. Но, даже безотносительно
к арабской вязи, эти интерьеры воспроизводили даже не столько сам
арабский интерьер, сколько европейское представление о нём. И очень
часто мавританское искусство смешивалось там с персидским, турецким
и даже китайским. И всё это - ради достижения невыразимо прекрасных,
сказочных восточных интерьеров. Впрочем, как и сейчас - никто не
цитирует дословно подлинные арабские интерьеры. Даже ткани - непременный
атрибут таких комнат (занавеси, подушки, ковры) изготавливаются
в Европе. Подлинными в таких интерьерах бывают лишь туристические
трофеи из дальних путешествий или счастливые находки на блошиных
рынках. Какой-нибудь медный фонарь, чернёный кувшин с узким горлом,
или изразец с геометрическим звёздчатым рисунком может стать проводником
в мир арабского интерьера. Конечно, нас разделяют культура, религия,
климат и просто - представления о комфорте. Но сегодня, как и когда-то
волшебные арабские сказки оживают в европейских комнатах.
|
|